В концерте ансамбля «Солисты Москвы» под сводами оперного театра одновременно звучали голоса почти двух десятков старинных инструментов, изготовленных величайшими итальянскими мастерами триста и более лет назад. Среди них дюжина скрипок Антонио Страдивари.
Все инструменты были предоставлены Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов России. Гастрольный тур был приурочен к 90-летию этой коллекции.
Репетировать музыканты закончили буквально за несколько минут до начала концерта. Но публика простила им небольшое опоздание.
— Для того чтобы привыкнуть к инструменту, по-настоящему с ним сродниться, необходимы месяцы, а то и годы. Здесь же музыканты имели возможность подержать инструмент в руках лишь перед самым выходом на сцену. Это огромная ответственность и огромная сложность, — признался Юрий Башмет, с которым удалось пообщаться в антракте.
Собрать уникальные инструменты в одном месте, по признанию маэстро, было его давней мечтой. Теперь она наконец осуществилась. Впервые такая акция прошла в прошлом году в Большом зале консерватории. В этом году музыканты отыграли в Петербурге и сейчас сделали гастрольный тур, который, кроме Новосибирска, включал города Екатеринбург, Тюмень и Омск. Закончится тур опять же в Москве.
— Страдивари умел хорошо делать две вещи — детей и скрипки, — рассказал маэстро зрителям во время концерта. — Детей у него было много — это отдельная тема, а скрипок — порядка 1200. В настоящее время в мире сохранилось где-то 400. В России — 20, в Японии — 60, но там они рассредоточены по частным лицам. И поэтому собрать их и заставить звучать в одном месте возможно только у нас. Можете воспринимать это всерьёз, можете посмеяться, но «коллективный» Страдивари — это наш российский бренд.
Часть первого отделения была посвящена рассказу об истории уникальных инструментов, которые приехали в наш город. Новосибирцы смогли «продегустировать» отдельные голоса скрипок Страдивари — 1707-го, 1717-го, 1725 годов...
— У Страдивари, как у каждого из нас, были различные периоды жизни, — говорит музыкант. — Существует «золотой период Страдивари» и периоды, когда мастер делал просто высокопрофессиональные замечательные инструменты. Золотой период мастера приходится как раз на 1707—1725 годы, когда мастеру было от 60 до 80 лет. Держать в руках инструмент с трехсотлетней историей — это ощущение совершенно особое.
На коллекционных скрипках играли такие знаменитости, как Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Владимир Спиваков... Сам Башмет в этот вечер играл на одной из уникальных скрипок Страдивари и на своем альте. Альт у него тоже уникальный. Принадлежит он знаменитому итальянскому мастеру Паоло Тесторе и сделан в 1758 году. На инструменте того же мастера, изготовленном тремя годами раньше, играл Моцарт. Интересно, что инструмент Моцарта Башмет тоже держал в руках и давал с ним концерт. Впечатление, говорит маэстро, непередаваемое. Находится он в доме Моцарта в Зальцбурге, где «солнечный гений» родился. 218 лет на инструменте никто не играл... И лишь Башмет был удостоен такой чести.
То, что инструменты из музейного состояния вышли на сцену, считает музыкант, тоже событие историческое:
— Они должны звучать, они разыгрываются и звучат лучше. Поэтому я надеюсь, что мы будем брать их еще на какие-то ответственные концерты. А вообще-то, хотел бы призвать — вот кризис пройдет — людей богатых, чтобы они закупали инструменты и их у нас в стране было больше. На Западе есть такая практика: банк выкупает инструмент, исполнитель берет его в аренду у этого банка, и инструмент звучит. Исполнитель оплачивает страховку и пользуется этим инструментом пожизненно. Я вот знаю одного итальянца, очень хорошего скрипача, он играет на Страдивари, которого ему дали из какой-то коллекции. Стоит эта скрипка четыре миллиона. Я спрашиваю: а ты сам не в состоянии купить такую? Он говорит: а зачем? Если бы у меня было четыре миллиона, я бы знал, как ими распорядиться. А скрипку мне дали пожизненно — вот я и играю...
Помимо скрипок Страдивари в концерте звучала скрипка Гварнери дель Джезу — тоже величайшего мастера, которого некоторые исполнители даже предпочитают Страдивари. И несколько инструментов от Андреа и Пьетро Гварнери...
Приезд в город уникальной коллекции сопровождался усиленной охраной.
— Никаких особых сложностей с организацией тура не было, — рассказал директор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Михаил Горонок. — Служба безопасности сработала хорошо, все было аккуратно. Основной трудностью было получить добро от Министерства культуры, которое брало на себя большую ответственность. После концерта улетаем и завтра утром сдаем инструменты в хранилище. Вздохнем с облегчением. Конечно, некоторое напряжение было. Но все музыканты — высочайшего класса, все очень хорошо понимают и к инструментам относятся трепетно. Говорят, что за время турне успели к ним привыкнуть и отдавать их жалко.
Михаил Горонок, как оказалось, в Новосибирске гость не случайный. Учился в Новосибирской консерватории по классу скрипки у Захара Брона. Потом стал скрипичным мастером. Возглавив госколлекцию, достиг, говорит, вершины в своей карьере, смог «приблизиться» к величайшим творениям скрипичных мастеров прошлого...
Концерт состоял из произведений Баха, Брамса, Моцарта, Чайковского, Бруха. И звучание редчайших инструментов придавало ему неповторимый колорит... А рассказ об истории инструментов (по признанию Башмета, эта идея родилась непосредственно во время гастролей) придал ему элемент шоу. Что никоим образом не мешало волшебному действу...