Новосибирск 9.4 °C

Маэстро Башмет и двенадцать Страдивари

29.10.2009 00:00:00
Маэстро Башмет   и двенадцать Страдивари
Во вторник Новосибирск стал свидетелем беспрецедентного события.

В концерте ансамбля «Солисты Москвы» под сводами оперного театра одновременно звучали голоса почти двух десятков старинных инструментов, изготовленных величайшими итальянскими мастерами триста и более лет назад. Среди них дюжина скрипок Антонио Страдивари.

Все инструменты были предоставлены Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов России. Гастрольный тур был приурочен к 90-летию этой коллекции.

Репетировать музыканты закончили буквально за несколько минут до начала концерта. Но публика простила им небольшое опоздание.

— Для того чтобы привыкнуть к инструменту, по-настоящему с ним сродниться, необходимы месяцы, а то и годы. Здесь же музыканты имели возможность подержать инструмент в руках лишь перед самым выходом на сцену. Это огромная ответственность и огромная сложность, — признался Юрий Башмет, с которым удалось пообщаться в антракте.

Собрать уникальные инструменты в одном месте, по признанию маэстро, было его давней мечтой. Теперь она наконец осуществилась. Впервые такая акция прошла в прошлом году в Большом зале консерватории. В этом году музыканты отыграли в Петербурге и сейчас сделали гастрольный тур, который, кроме Новосибирска, включал города Екатеринбург, Тюмень и Омск. Закончится тур опять же в Москве.

— Страдивари умел хорошо делать две вещи — детей и скрипки, — рассказал маэстро зрителям во время концерта. — Детей у него было много — это отдельная тема, а скрипок — порядка 1200. В настоящее время в мире сохранилось где-то 400. В России — 20, в Японии — 60, но там они рассредоточены по частным лицам. И поэтому собрать их и заставить звучать в одном месте возможно только у нас. Можете воспринимать это всерьёз, можете посмеяться, но «коллективный» Страдивари — это наш российский бренд.

Часть первого отделения была посвящена рассказу об истории уникальных инструментов, которые приехали в наш город. Новосибирцы смогли «продегустировать» отдельные голоса скрипок Страдивари — 1707-го, 1717-го, 1725 годов...

— У Страдивари, как у каждого из нас, были различные периоды жизни, — говорит музыкант. — Существует «золотой период Страдивари» и периоды, когда мастер делал просто высокопрофессиональные замечательные инструменты. Золотой период мастера приходится как раз на 1707—1725 годы, когда мастеру было от 60 до 80 лет. Держать в руках инструмент с трехсотлетней историей — это ощущение совершенно особое.

На коллекционных скрипках играли такие знаменитости, как Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Владимир Спиваков... Сам Башмет в этот вечер играл на одной из уникальных скрипок Страдивари и на своем альте. Альт у него тоже уникальный. Принадлежит он знаменитому итальянскому мастеру Паоло Тесторе и сделан в 1758 году. На инструменте того же мастера, изготовленном тремя годами раньше, играл Моцарт. Интересно, что инструмент Моцарта Башмет тоже держал в руках и давал с ним концерт. Впечатление, говорит маэстро, непередаваемое. Находится он в доме Моцарта в Зальцбурге, где «солнечный гений» родился. 218 лет на инструменте никто не играл... И лишь Башмет был удостоен такой чести.

То, что инструменты из музейного состояния вышли на сцену, считает музыкант, тоже событие историческое:

— Они должны звучать, они разыгрываются и звучат лучше. Поэтому я надеюсь, что мы будем брать их еще на какие-то ответственные концерты. А вообще-то, хотел бы призвать — вот кризис пройдет — людей богатых, чтобы они закупали инструменты и их у нас в стране было больше. На Западе есть такая практика: банк выкупает инструмент, исполнитель берет его в аренду у этого банка, и инструмент звучит. Исполнитель оплачивает страховку и пользуется этим инструментом пожизненно. Я вот знаю одного итальянца, очень хорошего скрипача, он играет на Страдивари, которого ему дали из какой-то коллекции. Стоит эта скрипка четыре миллиона. Я спрашиваю: а ты сам не в состоянии купить такую? Он говорит: а зачем? Если бы у меня было четыре миллиона, я бы знал, как ими распорядиться. А скрипку мне дали пожизненно — вот я и играю...

Помимо скрипок Страдивари в концерте звучала скрипка Гварнери дель Джезу — тоже величайшего мастера, которого некоторые исполнители даже предпочитают Страдивари. И несколько инструментов от Андреа и Пьетро Гварнери...

Приезд в город уникальной коллекции сопровождался усиленной охраной.

— Никаких особых сложностей с организацией тура не было, — рассказал директор Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов Михаил Горонок. — Служба безопасности сработала хорошо, все было аккуратно. Основной трудностью было получить добро от Министерства культуры, которое брало на себя большую ответственность. После концерта улетаем и завтра утром сдаем инструменты в хранилище. Вздохнем с облегчением. Конечно, некоторое напряжение было. Но все музыканты — высочайшего класса, все очень хорошо понимают и к инструментам относятся трепетно. Говорят, что за время турне успели к ним привыкнуть и отдавать их жалко.

Михаил Горонок, как оказалось, в Новосибирске гость не случайный. Учился в Новосибирской консерватории по классу скрипки у Захара Брона. Потом стал скрипичным мастером. Возглавив госколлекцию, достиг, говорит, вершины в своей карьере, смог «приблизиться» к величайшим творениям скрипичных мастеров прошлого...

Концерт состоял из произведений Баха, Брамса, Моцарта, Чайковского, Бруха. И звучание редчайших инструментов придавало ему неповторимый колорит... А рассказ об истории инструментов (по признанию Башмета, эта идея родилась непосредственно во время гастролей) придал ему элемент шоу. Что никоим образом не мешало волшебному действу...


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: