Новосибирск 5.8 °C

Зубрёжка отменяется

15.12.2009 00:00:00
Зубрёжка отменяется
На уроках математики ребята решают задачи «из жизни», а наглядные пособия — всё, что вокруг них.

Cколько нужно купить флаконов чистящего средства, чтобы почистить ковры в игровой комнате, считают два Дениса и Катя. Сколько понадобится метров клеящей пленки для реставрации старой тумбочки — Илья и Женя. В третьем классе не готовятся к ремонту, в третьем классе — обычный урок математики. Самый обыкновенный урок, в самой обыкновенной школе, под номером 26.

Нет, все-таки школа и класс — вернее, несколько классов — не совсем обыкновенные. Математика здесь самый любимый предмет. И принцип учителей, которые учат детей по программе «Школа-2010»: математика — вокруг нас. Впрочем, и русский язык, и информатика, и другие предметы, тем более «окружающий мир» — тоже. Ребята не сидят на месте, за партами скучно, да к тому же — дел много. Парты не стоят здесь привычными рядами, а сдвинуты так, чтобы удобно было работать в группах. И каждая группа свое задание уже получила на специальной инструкционной карте. Сегодня, к примеру, задание такое: «В классной комнате нужно закрепить плинтус для пола. Сколько метров плинтуса нам понадобится? Сколько штук нужно купить, если длина одной рейки 2 м 50 см? Распределите обязанности в группе».

Дети уже знают, где лежат нужные им инструменты, и спокойно занимаются своим делом. Некоторые успели убежать в игровую комнату, обмерили ту самую тумбочку. Учеников в классе почти не осталось — разбежались по этажу.

— Процесс идет абсолютно осмысленный, — говорит учительница Татьяна Марченко. — Зачем они все это делают, с какой целью, для чего. На уроках мы применяем деятельностный подход, в общем-то, в педагогике не новый, но уроки все усваиваются намного легче. Да и все ребятишки станут взрослыми, а во взрослой жизни им будет намного легче. Кстати, они сами придумывают себе задания. И оценки себе сами ставят.

В начале каждого дня — утренний сбор. Учитель здесь не надзиратель, а друг, и с ним можно просто пообщаться на любую тему. Всегда найдется о чем поговорить: как вечер прошел, к кому гости приходили. Гости — это ведь тоже математика. Сколько продуктов нужно закупить, сколько чашек понадобится, чем их занять.

— Они во всем хозяйственны, — улыбается Татьяна Михайловна. — И ковры почистят, и лишнего не потратят, и занимаются только тем, что нравится. Никто никого не заставляет, не хочешь заниматься — поиграй в игровой комнате.

Хотя, как правило, никто в стороне оставаться и не хочет. Пока третьеклассники заняты практикой, первоклассники решают примеры на вычитание и сложение. С помощью плюшевых зверей, принесенных из дома. У кого тигр, у кого медведь.

Вот так и учатся играючи и в постоянном движении. И еще разрабатывают свои проекты. Проект — любимое слово в школе.

— Мы в пятницу подали заявку на конкурс ландшафтного дизайна, — рассказывает Татьяна Михайловна. — Дети сами написали проект, как можно восстановить зеленую зону около школы. А еще планируем сделать на нашем этаже барную стойку: у нас будет свой фитобар. Для здоровья очень полезно. Проект Агаты и Полины. У Кати и Антонины проект другой — они разработали дизайн игровой комнаты в школе и в жизнь идею воплотили.

В классе для такой деятельности и компьютер есть, и принтер. В соседнем кабинете — современная интерактивная доска вместо привычной, сразу с выходом на компьютер, мел не нужен.

— Давайте, я вам расскажу о своем проекте — сразу предлагает, увидев нас, мальчишка. Но если слушать все проекты, к слову, очень даже уже не детские, не уйдешь до ночи.

Кстати, в школе № 26 практикуется еще и «пребывание полного дня». Никто домой не торопится — проектов много. И друзей. Потому что, работая вместе, ребята учатся решать проблемы в дискуссиях.

— Я пришла сюда недавно, из другой школы, — говорит третьеклассница Яна. — Но у меня друзей много уже новых появилось. Я, правда, пока еще ни один проект не разработала, но, думаю, все впереди.

— Родители довольны обучением, — говорит психолог Татьяна Шаблова. — Приходят с работы, включаются в игру, забывают об усталости. Дети, поучившись в таких классах, от других все же отличаются: они более открытые, более творческие.

Ученики не боятся задавать вопросы, на уроках они учатся жизни. А она богата на вопросы. Хотя Татьяна Марченко поправляет:

— Мы не учимся жизни, мы просто живем.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: