Новосибирск 9 °C

«Расслабляться нельзя!»

18.12.2009 00:00:00
«Расслабляться нельзя!»
В свои 93 года Сергей Поспелов не мыслит жизни без любимого дела.

Вряд ли встретишь в Обском бассейне, да и в нашем миллионном Новосибирске долгожителей, которые бы находились в хорошей форме и при должности в 93 года. Но есть один — Сергей Иванович Поспелов, который вот уже 73 года не расстается с водным транспортом.

Его можно назвать хранителем истории, потому что даже в трудные девяностые годы, когда некоторые предприятия водного транспорта расставались со своей историей (были и такие, которые вообще выбросили на свалку экспонаты своих музеев), директор музея Новосибирского речного училища продолжал пополнять архивы.

Музей, созданный им своими руками, можно лишь условно назвать училищным. В нем можно найти материалы и экспонаты обо всех руководителях Западно-Сибирского речного пароходства, Новосибирского речного порта, судоремонтного завода, Обского бассейнового управления водных путей и судоходства, Новосибирской академии водного транспорта. Здесь бережно сохраняются целые папки документов об известных обских капитанах, руководителях служб речных организаций, исторические справки о возникновении предприятий, их преобразовании и реорганизации. Только в музее речного училища имеется полная картотека фотографий и рисунков речных судов со времен возникновения парового судоходства в Обь-Иртышском бассейне до наших дней.

Родился Сергей Иванович в деревне с поэтическим названием Клементина Костромской губернии 27 августа 1916 года в семье волостного урядника. Октябрьская революция 1917 года, смена власти, Гражданская война, новая экономическая политика, коллективизация изменили жизнь их семьи. Сергей окончил всего три класса начальной школы и рано познал крестьянский труд. И при этом твердо уяснил: чтобы нормально жить, надо учиться. Вот здесь и начался поиск будущей профессии. Вначале Сергей со старшим братом уехал в Омск и поступил учиться в ФЗО при паровозоремонтном заводе. Немного поработал и решил поступить в Омский сельхозтехникум. Проучился год, не устраивала будущая работа, и он после окончания подготовительных курсов решил остановиться на Омском техникуме водных путей сообщения.

В 1939 году выпускник техникума судоводитель Сергей Поспелов получает направление в Западно-Сибирское речное пароходство. Его сразу назначили на должность помощника капитана пассажирского парохода «Красный путь», на котором в то время работал известный на Оби капитан Михаил Федорович Тупицын.

С началом Великой Отечественной войны на Оби значительно возрос поток грузов в связи с военными перевозками, а судов не хватало. Вот и было приказано пассажирскому флоту таскать под бортом или на буксире груженые баржи. Водил баржи и пассажирский пароход «Красный путь».

Однажды в осеннем рейсе с баржей на буксире по мелководью во время вахты Сергея Ивановича произошла авария: баржа «рыскнула» и сдернула пароход на камни. А корпус судна был крайне изношен, как говорят, ткни пальцем и продавишь. Пароход получил пробоину в машинном отделении и затонул. Ущерб был небольшим, никто не пострадал: ни пассажиры, ни груз. Но время было тогда суровое, даже за небольшие упущения в работе можно было получить срок. А тут судно затопили. Сергея Поспелова вместе с лоцманом суд приговорил к восьми годам лишения свободы. И сидеть бы ему весь этот срок, но по ходатайству руководства пароходства дело пересмотрели и Поспелова вместе с лоцманом оправдали, освободили и даже сняли судимость.

И как-то так получилось, что на флот Сергей уже после освобождения не пошел, а нашел себя в другой ипостаси. Случилось это благодаря руководителю учебного комбината пароходства, готовящего кадры для флота, — Константина Федоровича Быстрова. Что-то он увидел в Поспелове такое, что заставило его пригласить Сергея на преподавательскую работу. Ну а затем, когда в 1943 году в Новосибирске был открыт речной техникум, Сергей Иванович, конечно, перешел работать туда.

Практически он и стоял у истоков создания этого учебного заведения. Преподавал судоводительские дисциплины: правила плавания, техническую эксплуатацию судов. С 1961 года до ухода на пенсию в 1976 году руководил вечерне-заочным отделением.

После достижения пенсионного возраста связи с училищем Поспелов не терял, и ему поручили очень важное дело — создать музей. Об этом, кстати, говорили давно, но особого энтузиазма никто из начальников училища не проявлял. И только с приходом на эту должность Валентина Гавриловича Абрамчика открытие музея стало реальным делом. Собственно, нужно было лишь подходящее помещение, а экспонатов у Сергея Ивановича было более чем достаточно. Один только личный архив, который он собирал по своей инициативе все годы работы в пароходстве и речном училище, чего стоил.

Фотографии знаменитых обских капитанов, судов, передовиков производства, вырезки из газет и журналов, личные вещи известных людей... Ведь одержимость и страсть к собирательству у него была с детства. Некоторые собирают открытки, этикетки спичечных коробок, Сергей Поспелов собирал по крупицам историю пароходства и судоходства в Сибири.

К созданию музея Сергей Иванович привлек курсантов. Они помогали ему обустраивать помещение под музей, собирали стенды, готовили витрины. Идеей создания музея увлеклись многие педагоги, руководители предприятий пароходства и других речных организаций бассейна. К Поспелову стали рекой стекаться документы и экспонаты. А так как Сергей Иванович еще и человек с большим художественным вкусом и имеет золотые руки, то он изготовил немало моделей речных, морских и военных кораблей разных времен и эпох. Притом с большой точностью, по эскизам и рисункам.

Музей был открыт 4 ноября 1987 года. Пришло много гостей, Сергея Ивановича благодарили за его благородный труд.

Музей Новосибирского речного училища признан одним из лучших среди речных учебных заведений России. Об этом свидетельствуют записи в книге посетителей музея, и не только. Вот одна из записей в книге отзывов музея, которую оставил заместитель министра транспорта России, руководитель Росречфлота Николай Григорьевич Смирнов: «Новосибирское речное училище — одно из лучших учебных заведений Росречфлота. Большую роль в становлении училища играет музей, воспитывая у курсантов флотские традиции, любовь к речному флоту Великой России. Желаю активу музея дальнейших творческих успехов».

Такие отзывы — не случайность, потому что организовывал и создавал музей человек, влюбленный в свое дело.

Познакомился я с Сергеем Ивановичем давно, и произошло это на почве музейного дела. Он часто обращался за помощью в розыске какого-нибудь экспоната или исторического материала. Я с удовольствием помогал ему в этом, так как сам болел этим и занимался с интересом историей судоходства.

Я часто навещаю Сергея Ивановича в его кабинете в училище, и он всегда удивляет меня новыми экспозициями музея.

Недавно я увидел у него в кабинете уникальную схему Новониколаевска 1915 года. А однажды застал его за изготовлением макета деревянных понтонов плавучего моста через Обь, собранного во время Великой Отечественной войны в Новосибирске на Чернышевском спуске.

Сергей Иванович не мыслит себя без дела, без работы. Он сохранил хорошую память, энергию, оптимизм, ясный ум. Несмотря на свои 93 года, он не пользуется услугами соцзащиты, сам ремонтирует и убирает свою квартиру и регулярно ходит на любимую работу в речное училище, как и в молодости.

Спросите у любого выпускника училища: с чего начиналось его знакомство с будущей выбранной специальностью? И получите ответ: с Сергея Ивановича Поспелова и его музея.

Сергей Иванович не потерял интереса к жизни. Его любимая фраза: «Расслабляться нельзя». Он следит и интересуется всем происходящим в стране и за рубежом. Поддерживает свой тонус в основном постоянным занятием своим любимым делом. А что до долгожительства Сергея Ивановича, то оно, очевидно, идет от его увлеченности своей любимой работой.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: