Начало осени традиционно ознаменовалось началом учебного года для школьников. Но уже в первые дни сентября классы наполовину пусты. Вместо посещения уроков дети со своими мамами выстраиваются в бесконечные очереди в городских поликлиниках. Многие школьники свалились с простудой и температурой. Почему тенденция осенних заболеваний наблюдается уже не первый год и как с этим бороться, во время вечернего разговора в редакции «ВН» рассказала кандидат медицинских наук, заместитель главного врача Новосибирской областной больницы по педиатрической помощи, главный педиатр Новосибирской области Татьяна АНОХИНА.
Абсолютно здоровых нет?
— Татьяна Юрьевна, обычно летом школьники отдыхают, загорают, набираются сил. Но, как правило, после каникул в сентябре они массово начинают болеть. С чем это связано?
— С наступлением осени меняется климат и становится холодно. Дети приходят в коллективы, где большое скопление людей: детские сады и школы. В классах и группах они тесно контактируют друг с другом в закрытых помещениях. Это два основных фактора, предрасполагающих к простудным заболеваниям, которые вызываются всевозможными видами вирусов. Поэтому это время года чревато повышенной заболеваемостью вообще среди населения, но дети подвержены инфекциям больше.
Помогает ли закаливание в летнее время? Чаще всего да. Понятно, что иммунная система и защитные свойства организма у каждого ребенка разные. Не все заболевают, когда приходят в школу: у кого-то иммунитет генетически более крепкий. Занимающиеся спортом дети более устойчивы ко всем вирусным инфекциям. И наоборот, склонны к ним те, у кого хронические заболевания или слабый иммунитет.
— Сейчас форумы и некоторые СМИ пестрят информацией, что абсолютно здоровых детей в наших школах нет. Насколько это соответствует действительности?
— Есть официальная статистика, которая публикуется и передается в Москву, опровергающая эту информацию. Существует пять групп здоровья: первая — когда дети абсолютно здоровы, вторая — имеют какие-то функциональные отклонения или болеют простудными заболеваниями более четырех раз за год, третья группа — с хроническими заболеваниями. Четвертая и пятая группа — с нарушениями функций органов, в том числе это дети-инвалиды. У нас по территории последние три года показатель абсолютно здоровых детей варьируется от 22 до 25%, то есть каждый четвертый школьник абсолютно здоров. Если взять показатели по стране в целом, здоровых детей 21–23%, а в нашем регионе 22–25%, что не может не радовать.
— Как часто и каким образом проверяется здоровье школьников, проводится ли диспансеризация?
— Профилактический осмотр проводится у всех детей, начиная с их рождения и до 17 лет. Уже четвертый год все учащиеся ежегодно подвергаются медосмотру. Объем осмотра в каждом классе разный. Максимальное количество узких специалистов проверяют ребятишек перед поступлением в первый класс и после его окончания. В учебное учреждение ребенка не возьмут, пока мама не предоставит справку из поликлиники о том, что он прошел всех необходимых специалистов. Следующие этапы: после окончания начальной школы и уже в подростковом возрасте — с 14 лет. Кроме осмотра у специалистов, сдают анализы крови, мочи и делают УЗИ. В других классах детей смотрит только врач-педиатр. Несмотря на то что обследование скрининговое, оно позволяет выявлять основные серьезные заболевания на ранней стадии.
Раньше это называли «диспансеризация здоровых детей», сейчас же больше используется термин «профилактический осмотр учащихся», но фактически это одно и то же.
Новая патология — ожирение
— Приходится ли сталкиваться со случаями, когда родители по разным причинам скрывают от педагогов проблемы со здоровьем собственных детей?
— Несколько лет назад был случай в одном из районов области, когда ребенок, занимающийся хоккеем, во время тренировки получил травму, произошло мозговое кровоизлияние, и он умер. Позже выяснилось, что мальчик страдал заболеванием крови. Родители скрыли это и от педагогов, и от тренера, в итоге после смерти сына они не стали никому предъявлять претензии. К счастью, это единичные случаи. В моей практике, наоборот, родители деток, находящихся у нас на лечении, согласовывают с врачами, как правильно в школе организовать ребенку обучение в соответствии с особенностями его здоровья. И каждый раз мы подчеркиваем, что надо ставить в известность учителей. Педагогам и тренерам нужно обратить внимание на состояние подопечных и предупредить родителей, если нагрузка им непосильна. Если дети профессионально занимаются спортом, они обязательно должны быть осмотрены специалистами в физкультурном диспансере.
— Современные дети, помимо учебы в школе, посещают всевозможные кружки, секции, центры, а также дополнительные занятия. Как влияет такая нагрузка на состояние их здоровья?
— В последнее время наблюдается такая тенденция: из благих побуждений, заботясь о будущем своих чад, в погоне за обеспечением им карьеры в любой области, будь то наука, искусство либо спорт, родители стараются отдать их в максимальное количество кружков и секций. При этом программа в школе становится все объемнее и сложнее. Конечно, это тяжело для ребенка. Но дети разные, и общую рекомендацию для всех дать невозможно. Каждый родитель должен понять тот порог, который ребенок переносит без ущерба для своего здоровья. В первую очередь — это здоровый сон: старшеклассникам не менее восьми часов в сутки, учащимся средней школы 9–10 часов, а малышам 10–11 часов. От этого зависит как успеваемость, так и состояние здоровья. Если ребенок не занимается спортом, необходимо организовать его день так, чтобы у него была возможность больше двигаться: ходьба, прогулки (как вариант — отправлять в дальние магазины пешком, к бабушке), гимнастические упражнения дома.
— Раньше у учащихся наиболее часто встречались заболевания, связанные с опорно-двигательной системой. Какие новые болячки выявляются у сегодняшнего школьника?
— Закономерность сохранилась: чем старше становится ребенок, тем чаще выявляется патология опорно-двигательного аппарата, начиная с нарушений осанки и заканчивая сколиозом различной степени. Далее — патология зрения: большинство детей к окончанию начальной школы надевают очки, у них развивается близорукость. Также участились случаи неврологических заболеваний: вегетососудистая дистония, головные боли в результате переутомления. Структура выявляемых при профосмотрах патологий не сильно изменилась. Но добавилось ожирение, которое все чаще выявляется у школьников. А ведь к нему в первую очередь приводят неправильное питание и гиподинамия.
— Какие рекомендации вы, как главный педиатр области, дадите родителям и школьникам, чтобы как можно меньше заболеваний к ним прилипало?
— Универсального рецепта нет. Родители должны контролировать режим дня своих детей. В первую очередь необходимы полноценный сон, физические нагрузки — прогулки, игры на свежем воздухе, походы, зарядка дома. И конечно же, правильное питание: регулярно горячие блюда дома или в школьной столовой, а не перекусы фастфудом и на ходу.