– Я люблю паразитировать на Джоанн Роулинг, но меня утешает то, что сама Джоан паразитирует на Евангелии, на Диккенсе и «Сестрах Бронте» – о чем мы сейчас и поговорим. Но сегодняшняя лекция будет очень резко отличаться от всех предыдущих, прежде всего потому, что я бы хотел сосредоточиться на феномене Новосибирска, - заявил Дмитрий Быков в начале лекции.
Писатель рассказал, что именно здесь, в Академгородке в 1986 году он впервые увидел кампус (студенческий городок) американского и английского типа – университет, в котором пребывание детей в постоянном общении и в постоянной изоляции от основного мира создавало глубочайшую степень невротизации, как и в правильной английской закрытой школе.
– Сразу же я понял, как это на самом деле стимулирует мозги. Читая о Хогвартсе, я всегда представлял себе новосибирскую «десятку», гуманитарную общагу, населенную преимущественно девочками, – впервые за лекцию польстил новосибирцам Быков. – У которых были романы преимущественно с физиками из общаги напротив. И всю эту атмосферу невероятного социального сексуального напряжения, которое характерно для Хогватса, я в Новосибирске почувствовал.
После чего лектор заявил, что сегодня он будет говорить о трех главных аспектах - евангельском сюжете в «Гарри Потере», о новой франшизе, которая называется «Фантастические твари», и о той концепции будущего, которая, по всей вероятности, вытекает из текстов Роулинг – причем, цитата: «Она сама понятия об этом не имела».
По словам Быкова, когда автору «Гарри Поттера» Джоан Роулинг перевели лекцию Быкова о мирах волшебного мальчика, писательница ужасно удивилась. Впрочем, это не мудрено: потому что «паразитирующий» на ее текстах Быков, похоже, сочинил на поттеровском материале свою собственную историю, полностью совпадающую с его мировоззрением.
Впрочем, и это неудивительно – ведь лектор, как известно, и сам пишет романы (его книга «Борис Пастернак» удостоена премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга» в 2006 году - прим. ред.). Вероятно, поэтому и чужой текст для него является лишь конструктором для создания собственного художественного произведения. У Роулинг все случайно. У Быкова – ни в коем случае.
– Роулинг совершенно случайно стала автором «Евангелия XXI века». Просто в нее ударила вот такая молния, – пояснил Быков. – Потому что поезду, на котором она ехала, посчастливилось часто задерживаться в дороге. И вместо трех часов она ехала пять. Именно благодаря этому у нас есть легенда о Гарри Потере: ей стала приходить в голову история о мальчике, который является волшебником, но не знает об этом.
Также Быков заявил, что хотел бы, чтобы в зале были дети – потому что именно за ними будущее. И периодически задавал залу вопросы, вроде того, какой факультет закончил Грин-де-Вальд. Ответов было не то чтобы много: что касается реакции, то любой преподаватель охарактеризовал ситуацию известной фразой: «лес рук». Вполне очевидно, что непосредственно любителей Поттера в зале было минимум – большая часть фанатов писателя пришли в зал совсем с другими книжками.
Правда, как в эту концепцию вписывается болгарин Виктор Крам, пока неизвестно.