Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Дмитрий Быков: «Чтобы испугаться, достаточно утром открыть соцсети»

07.10.2018
Станислав Якушевич
Дмитрий Быков: «Чтобы испугаться, достаточно утром открыть соцсети»
Лекцию «О природе страшного в кино и литературе» пришли послушать любители словесности со стажем и юные синефилы. Фото с сайта vpobede.ru
Известный прозаик, поэт и публицист, литературный критик и киновед Дмитрий Быков прочел новосибирцам лекцию о культурологической природе страшного. Визит одного из самых читаемых российских авторов вызвал интерес книгочеев и киноманов: большой зал кинотеатра «Победа» был заполнен до отказа. Лекцию «О природе страшного в кино и литературе» пришли послушать любители словесности со стажем и юные синефилы.

В начале встречи Дмитрий Быков, с изрядной долей юмора, посетовал: «Ужасна жизнь города, который в субботний день, да еще в такую погоду, проводит вечер так!». Было заметно, что полным залом писатель доволен, как и интеллектуальным уровнем аудитории, за что несколько раз наградил зал эпитетом «продвинутый».

«Напугать несложно, но к искусству это не имеет отношения»

Публика несколько раз правильно ответила на вопросы, которые Быков, как учитель школьникам, бросал в зал. Но все же встреча прошла в привычном для писателя формате сольного выступления.

- Поэтика «страшного» – это область малоисследованная, и поэтому сказать глупость здесь очень трудно. Что бы ты ни сказал – это будет рассматриваться как новое слово в эстетике.

Опять же, как с учениками в классе, лектор предложил определиться с основными понятиями. И предложил не путать «страшное» и «ужасное», сразу подчеркнув, что в оппозиции «саспенс»- «хоррор», он, безусловно, предпочитает первое. Поскольку второе – это банально.

- Напугать несложно. Достаточно показать на экране расчленение, хирургическую операцию, публичную казнь. Да все, что угодно! Но к искусству это все не будет иметь отношения. Искусство исследует несколько другие области. 

По-настоящему испугать человека гораздо сложнее, чем рассмешить или заставить расплакаться, считает писатель.

Фото Павла Рыжкова

Люди, как свидетельствуют психологи и филологи,  не любят читать про «страшненькое». (Иначе все читали бы про концлагеря. А про Освенцим и ГУЛАГ сегодня читать не любят. А даже такого большого писателя, как Шаламов, с сожалением, отметил Быков, для российского читателя сегодня нет).

Фильмы ужасов были примитивными «страшилками»

Начал лектор с «готического» романа, который был ничем иным, как реакцией на литературу, взгляды и идеологию эпохи Просвещения.

- Готика – это глубокое убеждение, что мир лежит во зле. Есть светлое крошечное поле нашей жизни, которое со всех сторон окружено страшным полем смерти, тайны, чего-то непостижимого. И человек – это кладезь зла, непредсказуемых решений, отвратительных поступков, комплексов, фобий.

И такое отношение к человеку можно найти у огромного количества писателей и режиссеров: от Федора Достоевского и Леонида Андреева до Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

В кинематографе первооткрывателем жанра «фильма ужасов» был Жорж Мельес. Но еще очень долгое время после выхода его короткометражки «Дом сатаны», вплоть до начала 20-х годов, до немецкого экспрессионизма и появления звука в кино, фильмы ужасов были примитивными «страшилками»: картонные монстры, плохо загримированные актеры, изображающие призраков.  

Но без этих «инфантильных поделок» не родилось бы «новаторство» Альфреда Хичкока, который первым в мировом кино разделил понятия «хоррор» и «саспенс», не получило бы развитие творчество таких его «учеников», как Дарио Ардженто и Роман Полански, не было бы всей «новой волны» во главе с Жан-Люком Годаром, Франсуа Трюффо и Питером Гринуэем.

Кадр из фильма «Птицы» Альфреда Хичкока

Следующие этапы развития феномена «страшного» в кино связаны с рождением жанра «психологический триллер», родоначальниками которого были Луис Бунюэль и Сальвадор Дали. Классикой навеки стал снятый ими в 1929 году фильм «Андалузский пес», из которого, по мнению Быкова, «вырос» кинематограф Микеланджело Антониони и Дэвида Линча.

Кадр из фильма «Человек-слон» Дэвида Линча

Разбору триллеров «Bloy Up» и «Человек-слон» в лекции было отведено много времени.

«Страх - это красиво! Это таинственно!»

В заключение, отвечая на вопросы из зала, Дмитрий Быков посоветовал всем не бояться страха, но не путать его с низменной боязнью потерпеть неудачу или быть неправильно понятым.

- Страх - высоко поэтическая эмоция! А то, что испытывает большинство из нас – это нечто совсем другое. Страх - это красиво! Это таинственно! А когда человек примитивно чего-то боится, например, сотрудника ГИБДД, что здесь красивого и таинственного? Страх бытовой – это эмоция унизительная. Она все радости жизни убивает. А героический страх, который вы испытываете, читая «Бежин луг», это эмоция поэтическая! Страхом надо наслаждаться. Вот для этого и нужно читать книги и ходить в кино. А чтобы испытать обычный страх, достаточно утром открыть социальные сети.

Фото Павла Рыжкова

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Еще в сюжете
Похожие новости

Festival du film vert впервые состоится в Новосибирске с 20 по 22 ноября. Центр культуры и отдыха «Победа» вместе с арт-объединением CoolConnections, Французским институтом при Посольстве Франции в России и Альянс Франсез в России представляет фестиваль французских экофильмов.

Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
23.11.2020
Вакцинацию препаратом от коронавирусной инфекции «ЭпиВакКорона» прошли первые пять добровольцев в возрасте 60 лет и старше, сообщили в пресс-службе Роспотребнадзора.
Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год