Когда на иудейский праздник Пятидесятницы ученики Христа, как и все благоверные иудеи, вместе с Божией Матерью собрались в горнице (по преданию, именно в той горнице, где совершалась Тайная Вечеря) на них в виде огненных языков сошёл Святой Дух, и они стали говорить на разных иностранных языках. Именно этот день считается днём рождения христианской Церкви, так как с тех пор апостолы начали распространять учение Христа по всему миру, проповедуя на местном наречии.
Чтобы подчеркнуть, что Дух Святой именно Бог, Церковь учредила для Него особый день празднования, который и отмечается в этом году 21 июня. Самое приемлемое изображение Духа Святого считается Его представление на знаменитой иконе Андрея Рублёва «Троица». До сих пор специалисты спорят, кто изображён на иконе в виде центрального ангела – Бог-Отец или Бог-Сын, но по единодушному мнению фигура ангела по левую сторону от центрального (справа, если смотреть на икону) принадлежит Святому Духу.
Но, как писал в своё время нынешний глава Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Иларион (Алфеев) в своей статье «Умозрение в красках. Богословское понимание иконы»: «В иконе Рублёва перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три ангела, символизирующие Предвечный Совет трёх Лиц Святой Троицы». В этом и заключается православная суть этой иконы.
Простому же русскому человеку было не до богословских изысков, но Духов день в нашем народе очень почитался. В этот день, как и в любой христианский праздник, было не принято трудиться, а утром девушки и молодые женщины обязательно умывались либо утренней росой, либо простой водой из колодца. Женщины верили, что этот ритуал поможет им сохранить свежесть лица, а, чтобы не убежать от своей судьбы, в этот день все старались не бегать и вообще не ходить быстро. А ещё в Духов день собирали лекарственные травы, так как считалось, что собранные в этот день растения наделены особой целительной силой.
И куда же без гаданий. Молодые незамужние девушки в этот день плели из цветов венки и бросали их в воду. Если венок не утонет, то в этом году его хозяйку ожидает счастье и замужество. Если же утонет, то к беде. В Духов день крестьяне старались не выходить в поле, так верили, что в этот день из ближайших водоёмов на сушу выходят русалки и насыщают землю влагой, чтобы поле дало обильный урожай. Чтобы их не спугнуть и чтобы русалки не затащили любопытного в обитаемый ими водоём, люди и не выходили за околицу.
Но это всё, конечно же, предрассудки и суеверия, с которыми официальная Церковь по мере сил боролась. Главным же в этот день прославления Бога Святого Духа считалось посещение церкви и молитва за литургией. Для этого в дореволюционной России второй день праздника Единосущной Троицы был выходным.
В выходной день русские люди не работали, а в Духов день в царской России, которая в основном была крестьянской, вообще не касались земли, так как считалось, что в этот день земля именинница и должна отдыхать. В настоящее время, согласно статистике, сельские труженики составляют лишь четверть всего населения России, а у многих неработающих горожан нет дач. Так что волей-неволей, а большинство россиян, эту традицию не нарушают и в этот день к земле не прикасаются.