Навигацию закрыли еще 19 октября, но буи на реке в черте города убрать сразу же невозможно. Их слишком много, говорит капитан путейского теплохода «Гряда». Команда этого судна каждый год ставит на воду и поднимает на берег плавучие знаки, которые ограничивают безопасную дорогу для кораблей – от нижнего подходного канала Новосибирского шлюза до села Красный Яр.
– На участке теплохода «Гряда» съемка буев занимает два дня, так как его протяженность составляет 60 километров. Насыщенность плавучей обстановки большая. Больше ста буев. Участок сложноватый. Камни. Приходится аккуратно работать, – говорит капитан-механик теплохода «Гряда» Владимир Брюхов.
В теории процедура несложная: зацепил багром, подтянул к борту и ждешь «Вяхирь» – путейское судно с манипулятором. Он поднимет знак на баржу. Те же действия и с другими железными поплавками, но на практике все сложнее.
Осенью погода не всегда балует. Кроме того, груз – бетонный блок, который лежит на дне и удерживает буй на месте, иногда заносит песком. С места не сдвинешь. Тут нужна сила.
На ремонт буи везут в Затон. К следующему сезону подготовят не только судоходную обстановку. На базе флота появился дизель-электрический земснаряд, предназначенный для углубления водоемов. Мощность 1200 лошадиных сил. Буксировщики пригнали его из Нового Уренгоя – по реке Пур, через Тазовскую губу до Салехарда. Затем оттуда по Оби – в Новосибирск. Эта громадина преодолела примерно 4000 километров.
– Тут все механизмы в хорошем состоянии. У двигателей – моторесурс, которого не только на мою жизнь, но и на вашу жизнь хватит. Дизеля практически не работали. Стоял в Печоре, просто надобности в нем не было, поэтому не эксплуатировался, – говорит командир земснаряда «Аган» Сервер Усеинов.
Судно назвали в честь известного речника-путейца Георгия Петрова, старшего диспетчера Омского техучастка. Восемнадцать лет Георгий Гаврилович управлял землесосом «Иртышский-714». За работу на северных реках получил Орден Трудового Красного знамени. Были у него и другие награды. Например, Орден Октябрьской революции и медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне».
С 1943 года, будучи 16-летним юношей, он стал матросом на паровом земснаряде. Ходил от Павлодара до Семипалатинска. В тех местах добывали стратегическое сырье – белую огнеупорную глину. Ее использовали для выплавки стали. Палубная команда из шести человек занималась углем – перелопачивали по 120 тонн! Парни таскали тяжелые тросы и цепи.
К следующей навигации корпус покрасят, приведут в порядок каюты. Когда снизится уровень воды и закончится нерест рыбы, «Георгий Петров» отправится на перекаты – прокладывать дорогу кораблям.