Завод «Тайра» - одно из ведущих предприятий в стране по производству вентиляционного оборудования. Сферы применения таких агрегатов различны: от угольной промышленности до энергетики. Здесь собирают вентиляционные системы, что называется, от мала до велика. Самый мизерный диаметр вентилятора - двадцать сантиметров. А самый большой составляет почти три метра. Несмотря на кризисные времена, сейчас самое время увеличивать производство, чтобы вывести на рынок отечественные разработки, вытеснив зарубежную продукцию.
В вытяжных системах специального назначения диаметр одного вентилятора - примерно метр с лишним. Они необходимы для крупных производственных площадок. Завод «Тайра» делает вентиляторы в таком масштабе впервые на заказ. И это - самое настоящее импортозамещение в деле. Немецкий аналог такого колеса стоит порядка полутора тысяч евро. Наш - в два раза дешевле.
Но это не самый большой агрегат, который изготавливают на заводе. Длина дымососа для вытягивания газа и продуктов горения - около семи метров, в диаметре - два с половиной. Без такого оборудования не сможет функционировать ни один крупный промышленный завод. Металлические детали и каркас - так называемую улитку - собирают здесь же, на заводе. Все делают автоматизированные станки, на которых работает только один специалист.
- Станок заменяет несколько человек - литейщиков, сверловщиков. То есть, все процесс производства значительно ускоряется. Все делается автоматически, мы набираем инструмент и делаем программы. Программы пишут технологи, - рассказал оператор станка Вячеслав Дюков.
Для многих российских заводов по производству электрооборудования проблема сегодня - запчасти и детали. Часть из них приходится заказывать из-за рубежа. Естественно, с падением рубля они значительно выросли в цене. Но на заводе «Тайра» 90 процентов деталей изготавливают здесь же. Это помогает не только экономить деньги, но и увеличивать объемы изготавливаемой продукции.
В цех ковки материалов специалистам привозят металлические болванки. После обработки в печи, ковки, а также фрейзерной обработки получается ступица колеса, которая необходима для работы вентилятора. Большую часть вентиляционного оборудования завод продает на территории Сибири. К примеру, такие системы установлены на новосибирской ГЭС и в городском метрополитене.
- Последние несколько лет стремительно увеличиваются объемы оборудования для железных дорог, - рассказал директор по производству завода «Тайра» Дмитрий Михалевич. - То есть, увеличилась потребность в вентиляторах двух видов для локомотивов, фильтрах, жалюзи. Думаю, постепенно будем осваивать это производство, потому что в данном направлении работа предстоит очень активная.
Конкуренция в этой отрасли в стране большая - несколько десятков компаний. Поэтому изготовление вентиляционного оборудования для железных дорог выходит на первый план.
- Кредиты берем очень редко, с большой опаской, потому что в 2008 году мы серьезно обожглись, - говорит генеральный директор производства «Тайра» Борис Грохотов. - Под модернизацию взяли серьезные кредитные ресурсы, потому в кризис 2009 года было тяжело возвращать долги. В 2016 году мы вновь привлекаем кредитные ресурсы, поскольку появляются новые темы, и совсем не хотелось бы их потерять.
Около тридцати процентов продукции завод отправляет за пределы округа - от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Есть заказы из стран СНГ и дальнего зарубежья.