В «Красном факеле» – премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца. Обычный монолог режиссер Сергей Чехов увидел необычно. Одного героя играют пять персонажей. Каждый – главный.
– Даже если у меня свое мнение есть, естественно, я должен делать то, что замышляет режиссер, он хочет узнать, как я понимаю эту роль, – говорит заслуженный артист России Николай Соловьев.
Дерзкий, эксцентричный, противоречивый, степенный. Весь спектакль главный герой Питунин, среднестатистический советский ребенок, потом школьник, солдат, после – взрослый мужчина, пытается понять: за что все так любят Пушкина? Почему педагоги заставляют учить стихи из Онегина? И главное: можно ли было спасти великого поэта?
– Глобальный смысл совершенно не требует глобальной формы, в горошину можно уместить Вселенную, если говорить о смыслах, – считает заслуженный артист России Владимир Лемешонок.
Из декораций – глянцевый пол, как олицетворение черной речки. Белый куб в центре. И зрители со всех сторон. Им рассказывают, с ними делятся, у них спрашивают. Актеры и зрители – как Пушкин и Дантес во время дуэли – на расстоянии, на котором нельзя промахнуться.
– Было несколько важных моментов. Хотелось, чтобы зритель был как можно ближе ко всей этой истории, хотелось, чтобы зритель был вовлечен в эту историю полностью, чтобы он не просто ощущал себя наблюдателем, но был и соучастником всего этого, – говорит режиссер-постановщик Сергей Чехов.
Перемещение во времени, разоблачение мифов, дуэли. Несмотря на постоянную тревогу, траурную цветовую гамму и глубокий смысл, зритель смеется, потому что режиссер верит, что юмор спасает. И, наверное, мог бы спасти камер-юнкера Пушкина.