Сейчас проезд в новосибирском автобусе стоит 19 рублей. Сколько придется платить пассажирам в ближайшем будущем, а именно уже этой осенью, пока не знает никто. В прессе называют суммы от 21 до 59 рублей. Оправдано ли повышение цен? Транспортники уверены: оправдано.
Осеннее обострение
Напомним, в сентябре транспортники обратились в органы власти с просьбой повысить тарифы на проезд. Их поддержали градоначальник и региональные законодатели. Нашли понимание перевозчики и у руководства области.
В начале октября Транспортный союз Сибири организовал круглый стол, посвященный этой теме. Аргументы веские: инфляция, рост цен на топливо, износ машин. На минувшей неделе президент союза Валерий Новоселов выступил с обращением на заседании комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике.
— Вчера объезжал предприятия, которые готовятся к зиме, — рассказал глава транспортного объединения. — Выяснил, солярка предлагается уже за 45 рублей. Ожидается повышение еще на два-три рубля. Масло подорожало на 50 процентов. Ситуация серьезная. А нам нужно нормально войти в зиму.
Тариф был заморожен с 2015 года, но предложения о пересмотре поступали, напомнил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства области Евгений Раков.
— Учитывая рост цен на ГСМ и запчасти, минтранс поддерживает предложение о повышении тарифов на пассажирские перевозки всеми видами общественного транспорта, — сказал он. — Но вместе с тем считает, что одновременно с индексацией нужно повышать эффективность отдельных предприятий отрасли, оптимизировать маршрутную сеть, ввести учет объема пассажирских перевозок за наличный и безналичный расчет.
Замминистра отметил, что выявлен ряд негативных факторов: отсутствие раздельного учета объема перевозок пассажиров, пассажирооборота, доходов и расходов по разным видам перевозок, а также низкий коэффициент использования объемов автобусов — по словам Евгения Ракова, он составляет 0,2–0,3 процента общей вместимости. Министерство предлагает, помимо повышения тарифа, пересмотреть систему пассажирских перевозок в Новосибирске, провести комплексную оценку пассажиропотока на муниципальных маршрутах, а также восстановить контрольно-лицензионную систему.
Считать как в Красноярске?
По словам замруководителя областного департамента по тарифам Елены Марунченко, специалисты этого ведомства занимаются обоснованием тарифа на перевозку пассажиров. Они подготовят экспертное заключение, на основе которого будет принято решение о тарифах. Интересно, что анализ, проведенный в 2015–2017 годах, показал отсутствие объективных причин для повышения.
Первый заместитель мэра Данияр Сафиуллин сообщил, что муниципалитет уже отправил в областной департамент по тарифам все документы по этому вопросу. А также напомнил собравшимся, что средний возраст 267 муниципальных троллейбусов — 20 лет (износ составляет 90 процентов), а 159 трамваев — 26 лет (82,7 процента). И в завершение привел для сравнения стоимость проезда в других городах: в Красноярске — 22 рубля, в Омске — 25, в Челябинске — 23, в Казани — 25, в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге — 28, в Санкт-Петербурге — 40, а в Москве — все 55.
С другой стороны, в Кемерове проезд в наземном транспорте стоит 16 рублей, а в Томске — до 18 рублей, возразила Елена Марунченко.
— Мы очень бы хотели, чтобы нам хотя бы 22 рубля положили, — настаивал Данияр Сафиуллин.
Не угробить людей и предприятия
Депутат Сергей Титков, в свою очередь, обнародовал следующую информацию: себестоимость перевозки у ПАТП-4 — 39,4 рубля, ГЭТ — 24,27, метрополитена — 22,21. И поинтересовался, когда будет ответ на вопрос, завышен тариф у перевозчиков или нет? Заместитель начальника тарифного департамента ответила, что эта информация будет к концу месяца.
Зампред регионального парламента Валерий Ильенко, работающий в отрасли уже 38 лет и хорошо знакомый с ситуацией, обратил внимание собравшихся на безопасность пассажиров.
— Я, может, сейчас скажу такую вещь, которая будет неприятна для всех, но я против повышения тарифов, — заявил парламентарий. — Отрасль пассажирских перевозок в критической ситуации. Сегодня 90 процентов на рынке — немуниципальные перевозчики. И на них необходимо обращать внимание. Износ подвижного состава в их автопарках — 60 процентов. Мы такой цифры не достигали за последние десять лет. Максимум амортизация парка составляла 20 процентов. Куда мы идем? Ведь с завтрашнего дня начнем убивать людей! (Речь идет о рисках для здоровья пассажиров. — Прим. ред.) Поэтому я обращаюсь к вам, и город, и область: заложите в бюджет компенсацию выпадающих доходов!
Валерий Ильенко подчеркнул, что предприятия автотранспорта нельзя уничтожать и он готов их защищать.
Справка. В Новосибирской области с 15 сентября по 8 октября 2018 года рост цен на дизельное топливо составил 13 350 руб./т (32,7 %), на автомобильный бензин — 9 450 руб./т (21,7 %).
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №43 от 24 октября 2018 года