Четыре года Иван Олифер отслужил по призыву на Тихоокеанском флоте, хотя в молодости грезил о небе и даже планировал поступить в летное училище. Сегодня Ивану Сергеевичу 83 года, но о службе в подводном флоте воспоминания свежи, будто все это было с ним вчера.
Призвался в 1953 году из поселка Новые Ключи Купинского района. Вспоминает, что первая повестка пришла еще до начала осеннего призыва, в июле. И уже тогда троих ребят из района определили в «команду 100» - подводный флот. К слову, в то время на флоте по призыву служили 5 лет. В сентябре призывники отправились в Новосибирск, где распределение подтвердилось: «команда 100».
На восток!
- О подводном флоте мечтали многие, мой друг, которого не взяли в армию, даже плакал от зависти – ребята в то время хотели служить! Когда парней-призывников загрузили в вагоны, они принялись гадать, куда повезут: на запад или на восток.
- Паровоз прицепился с хвоста состава, и стало ясно - нам дорога на Тихий океан. Я обрадовался, а вот мой товарищ расстроился - мечтал о Черном море. Ехали больше недели… Кстати, неправда, что на подводную лодку берут только низкорослых – среди нас не было никого ростом ниже 180 см.
- Уже на месте нас снова принялись распределять. Была еще одна комиссия, собеседование. Меня расспрашивали про жизнь, как рос, и вдруг внезапно попросили посчитать сумму квадратных корней из определенных чисел… Мне выпало нести службу во Владивостоке, в 123 бригаде 40 дивизии Тихоокеанского флота. К слову, все трое купинских ребят опять оказались вместе.
Нас – около 220 человек - повезли в учебку на остров Русский, там располагалась военно-морская база. Это был своеобразный ключ от наших границ, который запирал северо-западную границу материка. Помню, как впервые попал на корабль. Признаюсь, в мире не существует архитектуры красивее, чем строительство боевого надводного корабля! Он стоит на якорной стоянке, смотришь на него и понимаешь, что он сейчас сорвется и кинется вперед: такая динамика. А как прекрасен океан! Ночное звездное небо падает в воду и сливается с океаном. Это надо видеть! Я всегда восхищался этой красотой: казалось, протяни руку и дотронешься до звезды. Сколько служил, столько восхищался этой красотой.
- Там мы прошли курс молодого матроса, приняли присягу и нам выдали ленточки с надписью «Тихоокеанский флот»: до этого мы носили бескозырки без ленточек.
В учебке Иван Сергеевич попал в школу РТС, которая на тот момент только-только образовалась: призывники изучали радиолокацию, гидроакустику и теплопеленгацию.
Его военная специальность – радиометрист-наблюдатель. «Изучал семь радиолокационных станций: в глазах рябило!». Заместитель командира по морскому делу Тихонов (сокращенно его должность называлась «замком по морде») принимал экзамен по военно-морскому делу. Он говорил: на «отлично» морское дело знает только господь бог, я знаю на «хорошо», а вам нужно сдать хотя бы на «удовлетворительно». Олифер получил у Тихонова оценку «хорошо».
Как на пороховой бочке
В то время радиолокационные станции использовались лишь на надводных кораблях, на подводных лодках их попросту не было. Дизель-электрическая подводная лодка «Ленинец» 613 серии, на которой нес службу Иван Олифер, стала первой подлодкой, оборудованной радиолокационной станцией. А значит, Иван Сергеевич стал одним из первых военнослужащих, кому довелось работать радиометристом на подводной лодке: из 70 человек на эту должность отобрали только его.
- При вступлении на корабль и при выходе с него все моряки обязаны отдать ему честь. Длина лодки – почти 90 метров! На тот момент это была самая большая подлодка в советском флоте. Она оборудована торпедами: шесть торпедных аппаратов в первом отсеке, еще столько же во втором и два в корме, плюс две минных трубы, по 10 глубинных мин в каждой. Если честно, подводная лодка – это пороховая бочка! Вспомните «Курск» - ведь там как раз и произошли взрывы в двух отсеках. Лодка разделена на отсеки «живучести» прочными переборками. Только дверь весит 650 кг. Это сделано для того, что если один отсек затопит, то в другой вода попасть не сможет.
В команде лодки 75 человек, из них 7 офицеров, остальные – срочники. Жили все в одном кубрике: двухъярусные койки стояли очень плотно. Самое чистое место на подводной лодке после камбуза – гальюн.
- Люки задраили и началось погружение. Разумеется, новобранцы переживали: как все будет? Сижу возле своей радиолокационной станции на поворотном кресле. Жду. И вдруг по громкой связи: «Глубина 10 метров. Приступить к дифференциации». Никаких ощущений! Мы не почувствовали ни-че-го! Точно так же после всплытия.
Дизель-электрическая подводная лодка имеет ограниченные возможности по нахождению под водой (чуть больше семи суток без всплытия), поскольку в противном случае ощущалась нехватка кислорода. Во всех отсеках стояли газоанализаторы. Как только уровень кислорода начинает снижаться, сдвигается стрелка анализатора, а в висках начинает стучать.
- Кормили отлично! Кроме всего прочего, каждый день подводники получали по 50 гр портвейна.
«Морские охотники» за подлодками
Непосредственно на подводной лодке Иван Олифер прослужил три года: во время прохождения службы срок призыва в ВМФ сократили с пяти до четырех лет. Доводилось ходить в автономку: когда лодка при полном вооружении уходит в автономное плавание на 45 суток.
- В военном билете моя должность записана так: «Командир отделения радиотехнических комплексных систем больших подводных кораблей». В моем отделении было четыре человека: я, еще один радиометрист и два гидроакустика.
Погружались в залив Петра Великого. Во время учений наша задача была «натаскивать» авиацию на обнаружение подводных лодок противника. Кроме того, мы обслуживали «морских охотников» за подводными лодками. Это корабли небольшого водоизмещения, в задачу которых входит обнаружение подлодки противника и ее уничтожение. Гидроакустик находится под водой, я держу с ним связь, кроме того, связь с боевой рубкой. На «морском охотнике» тоже работает гидроакустик. Как только он обнаруживает нас, кидает гранату – обычную пехотную, поскольку у нас учения. Это имитация взрыва глубинной бомбы. Раздается взрыв. Наш гидроакустик фиксирует, на каком удалении от лодки раздался взрыв и насколько он опасен для подводной лодки. Бывало, что и попадали. Было такое ощущение, что по палубе чем-то ударили.
- В подводной лодке принцип «Один за всех и все за одного» актуален, как нигде, потому что каждый человек отвечает за живучесть всего корабля.
Иван Сергеевич живо следит за развитием подводного флота. «Не так давно на Тихоокеанском флоте появилась должность «Командующий Тихоокеанским подводным флотом». В других флотах такого пока нет. Но нужно понимать, что у него в управлении больше подводных кораблей, чем во всей Европе, вместе взятой!».
ФАКТ
При демобилизации Иван Олифер попросил выдать ему справку, что он занимался эксплуатацией и ремонтом радиолокационной станции: в последний год службы она вышла из строя, и ему пришлось самостоятельно заниматься ее восстановлением. Эта справка и приобретенные на подводной лодке умения очень помогли на гражданке: Ивана Сергеевича с радостью взяли на радиозавод.