Маленькая студия кукольников при Новосибирском ТЮЗе из разъездного любительского театра, который появился в 1933 году, выросла до полноценной культурной институции со своими традициями и театральным производством. Музей театральной куклы, мастерские и бутафорский цех, театральный журнал для семейного чтения «Жаконя», собственный автопарк и Международный фестиваль — до чего дорос Новосибирский театр кукол к своему 90-летнему сезону, рассказал его директор Юрий Горлатых.
— Юрий Александрович, насколько был сложным путь от студии до профессионального театра в прекрасном здании?
— Вначале театр был разъездной. Была площадка, где хранили кукол — ДК Станиславского, потом здесь, на Революции было у нас местечко, а так — автобус или машина с будкой, куда загружали реквизит, кукол, актеров и возили их по домам культуры, школам и детским садам города и области. И здесь Николай Афанасьевич (Н.А. Бирюля был директором театра с 1972 по 2016 годы – прим. ред.), конечно, большую работу провел, доказав, что городу нужен именно стационарный театр кукол, чтобы сюда приходили как в сказку. И тогда нам вот это историческое здание, которому больше ста лет — здание городского училища Крячкова.
Сейчас очень много театров, которые более роскошные и оснащенные здания получили, но, где бы я ни был — а в Омске и Казани дворцы настоящие — наш самый уютный. У нас единственных круглый зал, где прекрасная акустика. Сегодня у нас работают три стационарные площадки: большой зал, комната сказок и летний театр. Есть полноценное театральное производство: бутафорский цех, мастерские. Сейчас они работают очень напряженно. У нас свой уникальный мастер – инженер- конструктор механики кукол Юрий Юрьевич инженер по . куклам Юрий Юрьевич Юрин. Он по видео и по фотографиям освоил производство кукол на запястье, которые были придуманы в Томске. Мы потом поехали к тамошним кукольникам, и они говорят: «Вот это у вас мастер!» По фотографиям и видео он сделал такую же куклу. Теперь она работает в спектакле«Сказка Домовенка Кузи». Но мы, по-прежнему, мобильный театр. Сейчас строят новые школы с настоящими театральными залами. И чтобы не везти по 200 человек сюда, к нам, мы сами приезжаем в школы.
— А как вы формируете свою аудиторию? Понятно, что все малыши — это ваши законные зрители, но что с детьми постарше, подростками, взрослыми?
— Есть такая проблема – мы приглашаем к себе детей, начиная с садика, и у нас огромная кампания осенью, когда мы посвящаем первоклассников в зрителей. Но уже во втором классе они считают: ну, мы что уже малыши в театр кукол идти? Сейчас, конечно же, потихоньку переламывается это сознание, но очень сложно. В репертуаре стали появляться спектакли для аудитории 12+ и для взрослых. Мы, может быть, единственный театр кукол в стране, где есть спектакль с маркировкой 18+ – «Королева красоты из Линейна» по Макдонаху. Когда об этом узнала Пермь, где проходит фестиваль Мартина Махдонаха, они нас сразу пригласили на фестиваль. У зрителей был восторг! Принимали очень хорошо, великолепно. Но это был фестиваль драмтеатров, и жюри нам удивлялись, мол, зачем вы с куклами лезете в драму? А зрители были в восторге. И потом некоторые члены жюри подходили и говорили: «Ребята, какие вы молодцы! Вы показали по-другому Макдонаха».
– А как вы на этот вопрос отвечали: зачем вы с куклами лезете в драму?
— Мы не лезем в драму, мы на своем поле работаем. В нашем спектакле «Похороните меня за плинтусом» материал нисколько не легче, но в куклах он совсем по-другому заиграл. Нет такого, чтобы на этот спектакль были свободные места.
— Давайте поговорим про ваших артистов? Ведь это люди уникальной специальности?
— Да, сейчас артистов-кукольников специально готовят. Если раньше люди приходили из драмы, из эстрады, просто с улицы, то сейчас кукловождение — это профессия. Владение марионеткой или тростевой куклой требует колоссального опыта. «Безумный день, или женитьба Фигаро» у нас идет больше двух часов. Артисты все это время работают тростевыми куклами на вытянутых руках, а ведь еще нужно через куклу передать свою эмоцию в зал.
— А как долго куклы живут?
— Есть куклы-долгожители. Буратино — у нас этим спектаклем открылось это здание в 2000 году — работает до сих пор, периодически ремонтируется. Петрушка у нас из Индии приехал пораненный, с разбитым носом, сейчас его восстановили. Для каждого спектакля изготавливают комплект кукол, декораций, реквизита и шьют костюмы. Это обязательно работа и художника, и режиссера. И иногда даже не понимаешь, кто главнее, потому что можно сделать таких кукол, что забудешь, о чем спектакль.
— Про вашу репертуарную политику давайте поговорим: помимо спектаклей для малышей у вас серьезная классика: Мольер и Бомарше, «Шинель» Гоголя и «Муму» Тургенева. Чем дальше этот набор будет пополняться?
— Режиссер Михаил Климчук из Белоруссии будет у нас работать осенью, и мы хотим уже к новому сезону «Сказку о рыбаке и рыбке» поставить. Сейчас в работе «Ханума», в наших планах «Маленький принц», «Стойкий оловянный солдатик», «Маугли», «Травиата» и хотим вернуться к «Маленьким трагедиям» Пушкина. Но при этом детей ни в коем случае не собираемся обделить спектаклями.
— В июне 2024 года состоится III Международный фестиваль театров кукол «Перекресток». Кого мы ждем на этот раз в Новосибирск?
— Главная задача фестиваля — знакомить с тем, что вообще происходит в мире театров кукол. Это может быть постановка и не совсем новая, но нам важно показать новосибирцам новые системы кукол, новые идеи. В этот раз у нас будет Санкт-Петербургский театр марионеток имени Деммени. Мы привезем сюда спектакль, которому 100 лет — «Гулливер в стране лиллипутов . Да, он новый, но он был поставлен 100 лет назад, и сейчас его увидит новосибирский зритель. Питерский театр «Ухо Ван Гога» привезет сказку Уильяма Теккерея «Кольцо и роза». Всего 11 российских театров будет участвовать: Липецк, Омск, Санкт-Петербург, театр «Карабаска» из Перми, Екатеринбург, Москва, Железногорск, Курск, Северск и Тюмень. Из зарубежных уже подтвердили свой приезд Казахстан, Туркменистан, Иран, Китай, Узбекистан. От Индии ждем ответа. Фестивалей много, но про нас уже заговорили, к нам просятся, было много заявок. Ждем гостей! Фестиваль театров кукол «Перекресток» пройдет в Новосибирске с 7 по 12 июня 2024 года.