Разговоры о возведении четвертого мостового перехода шли уже тогда, когда третий, Бугринский, еще не был построен. Сегодня утверждение, что Новосибирску этот мост необходим как воздух, уже практически ни у кого не вызывает сомнений. 30 мая на заседании правительственной комиссии по транспорту было принято решение проект одобрить. Это будет первый проект такого масштаба в дорожно-строительной отрасли, который реализуется на принципах государственно-частного партнерства.
— Социально-экономическая эффективность моста зависит от снижения времени в пути, экономии топлива для всех категорий автомобилей. Немаловажен и экологический эффект, — рассказывает заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Евгений Раков. — Проект четвертого моста также повлечет за собой развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест и даже смежных профессий, поскольку он уникален для Новосибирской области.
Понятно, что возводить будут не только мост: предусмотрено строительство транспортных развязок на обоих берегах реки для его подключения к дорожной сети города, тоннелей под железнодорожными путями, а также надземных пешеходных переходов. Трамвайную линию перенесут на эстакаду. Очевидно, что задача такого масштаба вызовет увеличение масштабов производства железобетона и других строительных материалов. Согласно проекту, четвертый мост через Обь соединит Южную площадь на правом берегу с площадью Труда.Стоит отметить, что наиболее заинтересованные лица, а именно представители транспортной отрасли, весьма позитивно относятся к возможности появления в Новосибирске четвертого моста. Согласно градостроительному плану города мостов должно быть как минимум семь. Для справки: европейские города с полуторамиллионным населением, такие как Прага или Будапешт, как правило, имеют по 10–12 мостов.
— Следует иметь в виду и тот факт, что основные складские мощности Новосибирска расположены на левом берегу, а места потребления, например торговые центры, на правом, и в часы пик на имеющихся мостах возникают пробки, которые существенно тормозят движение. Четвертый мост исправит эту ситуацию, — говорит президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов. — Не стоит также забывать о транзитном автотранспорте. Да, часть его идет через Северный объезд, минуя город, но немалый грузопоток проходит и на юг, на Алтай, и обратно. И тут уж Новосибирск, точнее, его мосты никак не минуешь. Очередной фактор для возникновения пробок. И еще один важный момент: когда мост будет построен, на нем, как и на других, можно будет выделить полосы для общественного транспорта. Это значительно облегчит жизнь как жителям города, так и транзитным пассажирам, которым, допустим, надо попасть с вокзала Новосибирск-Главный в аэропорт Толмачёво.
Сергей Максимов отмечает: 75 процентов стоимости строительства четвертого моста компенсирует федеральный бюджет. Это очень большие деньги. Если от проекта отказаться, то средства уйдут в другие регионы, а Новосибирская область останется ни с чем.
— Мы создаем объект инфраструктуры, который обеспечит занятость для строительных организаций и предприятий, производящих строительные материалы — цемент, щебень, металлические конструкции, — говорит Ольга Молчанова, заместитель председателя регионального правительства — министр экономического развития. — Безусловно, мост улучшит транспортную доступность, ведь он будет существовать не в отрыве, а войдет во всю транспортную систему области. Этот объект будет способствовать улучшению имиджа Новосибирска как туристического, образовательного, промышленного и научного центра. Когда мы завершим строительство моста, а также Восточного обхода и Юго-Западного транзита, у нас сложится транспортная система, которая позволит большегрузам миновать Новосибирск. Также это будет способствовать строительству нескольких новых больших логистических комплексов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Городецкий, губернатор Новосибирской области:
— В Москве 30 мая состоялось заседание Правительства по вопросам транспортной отрасли, где мы презентовали наш проект четвертого моста. Этому предшествовала большая работа: проект прошел ведомственную экспертизу, был организован предварительный конкурс. Из 11 участников в «финал» вышли три проекта, и наш в том числе. Правительственная комиссия приняла решение одобрить их. Окончательный протокол заседания будет подписан через две недели.
Теперь нам предстоит подготовить постановление правительства Новосибирской области об утверждении социально-экономической модели проекта, пройти федеральную экспертизу, а также организовать конкурс. Кстати, на предварительный конкурс заявились три участника — банк ВТБ24, Газпромбанк и компания «Лидер». Точная стоимость строительства будет известна после проведения конкурсного отбора. Но уже можно сказать, что 75 процентов от необходимой суммы — это федеральный грант, 10 процентов будет выделено из областного бюджета, остальные расходы оплатит концессионер. Средства гранта начнут поступать, когда мы подпишем окончательный договор с Росавтодором.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №23 от 7 июня 2017 года