У российских немцев этот праздник известен как Ostern. Он является одним из самых красивых и символичных праздников не только российских немцев, но и всех христиан. Соединив в себе традиции католиков, лютеран и православных с более ранними – языческими, Ostern стал символом победы добра над злом, перерождения и вечной жизни.
Считается, что немецкое название праздника произошло от имени богини весны и плодородия Остары, которой в древности поклонялись европейские народы и которой посвящали праздник в день весеннего равноденствия. Поэтому символами Пасхи являются заяц и яйцо (главные атрибуты Остары), символизирующие плодовитость и возрождение.
«Очень важно с уважением относиться к традициям и праздникам народов нашей большой многонациональной страны. Одной из таких драгоценных традиций, которая собирает нас вместе, – это праздник Ostern, то есть Пасха. Это время, когда мы встречаемся с семьей и друзьями, делимся с ними радостью и надеждой. Этот светлый праздник напоминает нам о важности взаимопонимания, доброты и солидарности», — рассказал VN.ru заместитель директора Новосибирского областного Российско-Немецкого Дома Виктор Протоковило.
По его словам, народные обычаи, связанные с Пасхой, имеют глубокие корни и пронизаны духом народа. Все они несут в себе не только красоту, но и историю нашей культуры, ее символику и значения. Эти обычаи объединяют поколения, передавая из рук в руки знания и духовное богатство наших предков.
«В Российско-Немецком Доме мы стремимся не только сохранить эти традиции, но и сделать их доступными для каждого желающего. Мы организовываем концерты, мастер-классы и выставки, угощаем гостей традиционными блюдами. Наша цель – сохранить и распространить знание о культуре российских немцев, чтобы наши дети и внуки могли гордиться своим прошлым», — добавил Виктор Протоковило.
По старинной католической традиции, в пасхальную ночь после торжественного богослужения по деревням ходил «хор» молодых парней с вениками из зеленых веточек, чаще всего березовых, в руках. Остановившись под окнами дома, они пели религиозные песни, рассказывали стихи и ждали, когда выйдут хозяева, которые угощали их рюмкой водки или вина, крашеными яйцами, булками.
В пасхальной обрядности яйца у католиков тоже играли первостепенную роль. Их начинали собирать заранее. К празднику их в доме скапливалось до 60 – 70 штук. Яйца красили в основном в красный цвет, но также в другие цвета: использовали отвар свеклы, луковую шелуху, шерсть, траву чабреца, которая растет в березовых лесах. Ее так и называли «яичная трава» (Eierkraut), яйца получались зелено-коричневого цвета. Яйца раскрашивали также карандашами: рисовали птиц и зверей. Каждому цвету придавалось особое значение: красный означал любовь, зеленый – печаль, синий – надежду, желтый – отсутствие надежды, белый – смерть, черный – печаль.
Немцы-католики верили, что крашеные яйца в сочетании со свежей зеленью должны способствовать хорошему урожаю. Для этого недели за две до Пасхи в специальных корзиночках (Osterkorb) проращивали зерна овса или пшеницы. В эту корзинку с зелеными ростками складывали яйца и ставили на подоконник.
После обеда дети ходили в гости к своим крестным, где их угощали все теми же разноцветными яйцами, как всегда на праздник, давали сладости и мелкие монеты. Любимым угощением были конфеты собственного приготовления из жженого или вареного сахара.
В католическое пасхальное воскресенье большое значение придавалось воде из проточного источника. Девушки и женщины ходили за водой на источник, обязательно молча, так как иначе вода теряла свои лечебные свойства. Считалось, что пасхальная вода некрасивых девушек делала красивыми, больных людей – здоровыми. Хранили воду в закупоренных бутылках на чердаке. Верили также, что пасхальная вода может помочь при тушении пожара.
В воскресенье и понедельник парни и девушки обливали друг друга водой. Если на Пасху была хорошая погода, светило солнце, то после службы девушки надевали новые летние платья. Вообще же только после Пасхи можно было переходить на летнюю одежду. На Пасху, при условии хорошей погоды, детям разрешали бегать босиком. Пасхальный понедельник был днем визитов.
Родственники ходили в гости друг к другу. Обязательным в этот день считалось посещение замужними дочерями родителей. По этому поводу устраивались праздничные обеды.
Отметим, что католическую Пасху вчера отметил практически весь западный мир, в то время как у православных было только второе воскресенье Великого поста. Такая нелепая ситуация сложилась с самых первых веков христианства – одни христиане постились, а другие праздновали Воскресение Христово.
Дело в том, что в 1582 году папа римский Григорий XIII издал буллу о переходе на новый стиль. Прав ли он был или нет, решать не нам. В этом году мартовское полнолуние пришлось на 25 марта и поэтому католики, а вслед за ними и все протестанты Запада, отметили Пасху 31 марта, то есть в ближайшее воскресенье после весеннего полнолуния. Но 25 марта это только 12 число по юлианскому календарю, то есть у православных это ещё не равноденствие, которое наступит по календарю Александрийской Пасхалии только 3 апреля (по новому стилю). Следующее полнолуние (24 апреля) у православных и у иудеев считается первым весенним, а у католиков вторым. Отсюда и расхождения чуть ли на месяц.
Но почему тогда у нас Пасха не 28 апреля (первое воскресенье после весеннего полнолуния), а 5 мая? А всё потому, что такое понятие как «полнолуние» в Александрийской пасхалии величина расчётная и приходится она на 28 апреля, то есть, согласно Александрийской пасхалии, праздник отмечается в следующее воскресенье — 5 мая.