Новосибирские подрядчики не хотят участвовать в капремонте жилых домов

Деньги за ремонт домов не должны попадать в руки дилетантов. Фото Михаила Пермина
В ремонте многоквартирных домов, увы, не всегда участвуют высокопрофессиональные проектировщики и квалифицированные строители. Это невыгодно. Это сопряжено с рисками. Тем не менее деньги собственников не должны попадать в руки дилетантов.

Как привлечь в процесс капремонта грамотных подрядчиков? На заседании комитета Законодательного собрания  по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам по этому поводу разгорелись дебаты.

Два реестра: «черный» и «белый» Реестр квалифицированных подрядных организаций, которым можно доверять, уже составлен, напомнила Елена Макавчик, заместитель министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области. Эта работа проведена на основании федерального и областного законодательства. В список включены 54 организации, которые прошли соответствующий отбор. В их числе одна, специализирующаяся на ремонте объектов культурного наследия, пять — на ремонте лифтового хозяйства, 31 — на выполнении строительных и ремонтных работ, 10 — на капремонте домов. Пока формировали реестр, стало очевидно, что новосибирские подрядчики не хотят участвовать в капремонте. — Значительная доля участников предварительного отбора, практически 61 процент, это организации, не зарегистрированные на территории субъекта, — пояснила Елена Макавчик. — Высокую активность проявляют подрядчики из других регионов страны — Санкт-Петербурга, Москвы, с Дальнего Востока. Большая беда даже не в том, откуда подрядчик, а в том, что организации, которые готовы выполнить капремонт, часто не имеют квалифицированных кадров, начиная с проектировочного звена. Заявки подготовлены слабо, в документации встречаются технические ошибки, не хватает рабочих кадров — маляров, штукатуров и так далее.

Поиск надежных подрядчиков продолжается. В декабре министерство планирует провести очередной, теперь уже третий тур отбора. Планы-то большие: в 2017 году предстоит отремонтировать 611 многоквартирных домов, в 2018-м — 399. Как уточнила Татьяна Кожевникова, исполнительный директор Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области, сформированы единые критерии отбора подрядных организаций. Требования к подрядчикам, просрочившим исполнение договора, ужесточаются. Размер штрафов увеличивается, причем проштрафившиеся организации будут включаться в реестр недобросовестных. Будем надеяться, что дилетантов поубавится. У крупных строителей вопросы По мнению депутата Законодательного собрания Новосибирской области Ашота Рафаэляна, министерство ЖКХ и энергетики региона должно активно информировать строителей о порядке участия в аукционах и помогать им готовить документацию. — Механизм привлечения есть, но надо вносить корректировки в законодательство, — подчеркнул Ашот Рафаэлян. — Необходимо разработать новые предложения по привлечению к капитальному ремонту многоквартирных домов квалифицированных специалистов.Почему среди подрядчиков, занимающихся капитальными ремонтными работами, нет крупных строительных организаций? Такой вопрос задал Дмитрий Козловский, заместитель председателя комитета. — Капитальный ремонт — это бизнес на 30 лет. Крупные строители готовы приходить и участвовать в процессе, но возникает много вопросов. В частности, как быть, если собственники не пускают подрядчиков в квартиры менять стояки? С этим связаны серьезные трудности, — заявил парламентарий. Изменения, внесенные в региональную программу капремонта многоквартирников, предполагают комплексный подход. По мнению участников заседания, это правильное решение. Оно предусматривает, что нескольких видов работ будут проводиться сразу. Значит, необходимость лишний раз тревожить хозяев, заходить многократно в одну и ту же квартиру отпадет. Тем не менее проблему снять не удается, страсти накаляются: если владелец «квадратов» сделал евроремонт и уже обновил стояк, он вправе не пускать подрядчиков на свою территорию. Собственника не очень волнует, что организация не может получить деньги за ремонт системы отопления, ведь работа в полном объеме не произведена. Чтобы строитель не страдал от таких ситуаций, нужно вносить поправки в закон, пришли к выводу депутаты. И хотя проблему предстоит решать на федеральном уровне, регион может выступить инициатором изменений. Гарантийный случай: кто крайний? Жители области часто спрашивают: куда обращаться, если наступает гарантийный случай? Что делать управляющей компании или собственникам дома, если качество ремонта оставляет желать лучшего? — Строительные организации дают гарантию почти на все виды работ, — напомнил депутат Иван Сидоренко. — Так, на ремонт кровли положена пятилетняя гарантия. Но проходит года три-четыре, с кровлей возникают проблемы, и непонятно, куда идти. Единого ответственного нет. Жители дома обращаются в управляющую компанию, а их посылают сначала в департамент мэрии, потом к единому оператору капремонта. Выясняется, что контора, которая проводила работу, уже обанкротилась и закрылась. Необходимо предусмотреть такие случаи, когда организация в течение трех-четырех лет прекращает существование. Заместитель губернатора Ново­сибирской области Сергей Сёмка посоветовал собственникам жилья при наступлении гарантийного случая обращаться все-таки в управляющую компанию. Ведь именно УК осуществляет заказы на все виды работ. — Если потекла крыша, житель не будет разбираться, произошло это после капитального ремонта или нет. Поэтому он обязан обратиться в управляющую компанию, а УК, уже выяснив причину, к заказчику, — объяснил Сергей Сёмка. Заместитель председателя комитета Вадим Агеенко предложил дополнить региональное законодательство положениями об ответственности подрядчиков, а Фонду модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства — разработать памятку для жильцов, которых не устраивает качество ремонта. Она будет представлять собой пошаговую инструкцию, где указана вся последовательность действий.

Комментарий Вадим Агеенко, заместитель председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам: — Федеральный закон о капитальном ремонте начал работать не так давно, он часто меняется, и, если возникают вопросы, которые не удается решить, региональный оператор и министерство субъекта Российской Федерации должны быть инициаторами изменений. В частности, мы видим, как компания, взявшаяся ремонтировать систему отопления, не может получить деньги за работу, если один стояк в доме не заменен. Денежные средства у регионального оператора «подвисают», потому что формально объем работ не выполнен. Эти вопросы необходимо решать на уровне рабочей группы. Нужно брать на себя ответственность и ходатайствовать об изменениях в законе. Должны появиться нормативные документы со смелыми поправками, иначе люди, которые работают по капремонту, будут разбегаться. Еще один важный момент — активное привлечение к ремонту управляющих компаний, у которых есть база. Если мы не начнем этого делать, справиться с объемами запланированных работ будет проблематично.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №50 от 14 декабря 2016 года