Новые требования маркировки лекарств действуют с 1 июля 2020

Вступившая в силу обязательная цифровая маркировка не исключает продажу немаркированных товаров, если они поступили до 1 июля. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №28 от 8 июля 2020 года.

Уже неделю действуют новые требования об обязательной маркировке производителями и импортерами лекарственных препаратов для медицинского применения, а также запрет на оборот немаркированной обуви и табачной продукции, в частности сигарет и папирос.

Как сообщил министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Андрей Гончаров, сейчас внедрение маркировки вступает в активную фазу. С этого момента обувь, упаковки сигарет и папирос без специального кода в продаже находиться уже не могут, а непомеченные лекарства, произведенные до 1 июля 2020 года, можно продавать до окончания срока годности.

Дополнительные затраты или общее благо?

— Все предприниматели должны с 1 июля перейти на эту систему, — прокомментировал министр. — Естественно, что мы на контроль берем все сопутствующие мероприятия. Неоднократно мы собирались с представителями предпринимателей, для того чтобы обсудить те проблемы, которые с этим связаны. Потому что во многом система маркировки и отслеживания товаров — это путь к честной торговле, к абсолютно «белому» товару, который прослеживается от производителей до конечного потребителя. Мы понимаем, что это прямой запрет на продажу контрафактной продукции. Предусмотрены все меры, для того чтобы максимально упростить все эти процедуры, с одной стороны. С другой — мы понимаем, что предприниматели все равно понесут какие-то расходы на приобретение оборудования для маркировки. А для того чтобы подключить все эти приспособления, чтобы и штрихкоды, и марки читались, нужны, конечно, дополнительные затраты. Но мы понимаем, что, если вести бизнес честно, такие затраты просто необходимы.

По словам министра, предприниматели сейчас и сами требуют поставить препоны контрафакту. Благодаря маркировке покупатели будут уверены, что покупают в магазине «честный» товар.

Единая система и защита бренда

Сведения о лекарствах, обуви и табачных изделиях на всех этапах товародвижения, то есть о каждой сделке, теперь передаются в государственную информационную систему маркировки.

— Для бизнеса маркировка — это возможность защитить бренд, приобрести новых лояльных покупателей, оптимизировать расходы за счет внедрения электронного документооборота, современных товарно-учетных систем, снизить административную нагрузку, — цитирует минпромторг региона статс-секретаря — заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова. — Можно говорить, что система маркировки — это элемент цифровой экономики. Что касается покупателя, то у него есть возможность мгновенно проверить легальность товаров с помощью приложения «Честный знак», получить информацию о них в удобном виде. За счет улучшения позиций легальных компаний маркировка не приведет к росту цен для покупателей, этого не произошло в тех отраслях, где система уже работает. А в ряде отраслей может привести к снижению цен для потребителей.

Приложение «Честный знак», разработанное оператором государственной информационной системы маркировки, на сегодня доступно для смартфонов на iOS и Android. Теперь, если нелегальная продукция будет выявлена, прямо в приложении об этом можно сообщить в систему, и эту информацию получат контрольно-надзорные ведомства.

ЦИФРЫ

В системе маркировки к настоящему времени зарегистрировано более 230 тысяч участников. Приложение «Честный знак» скачали около 800 тысяч пользователей, проверено около 7 миллионов товаров. На табачные изделия эмитировано около 13 миллиардов кодов, обувь — 2 миллиарда, лекарства — 1,4 миллиарда, молочную продукцию — 1,1 миллиона, шины — 1,2 миллиона, товары легпрома — 1,1 миллиона. Следующие категории товаров, для которых маркировка станет обязательной, — это фототовары, духи и туалетная вода (с 1 октября 2020 года).