Перезагрузка экономики

Многие торговые сети так и не пересмотрели договорные отношения. Фото Аркадия Уварова
Антимонопольная служба продолжает проверку договоров, которые заключают торговые сети с поставщиками продовольственных товаров. Еще с июля прошлого года ретейлеры должны были внести в них серьезные изменения. В частности, пересмотреть сроки расчета и требования к поставщикам.

Как сообщил руководитель Управления УФАС по Новосибирской области Сергей Гаврилов, многие торговые сети так и не пересмотрели договорные отношения. Например, в некоторых договорах обнаружено требование провести аудит компании-поставщика, причем за счет ее собственных денежных средств. Закон трактует это как препятствие конкуренции. Или требование дать финансовую гарантию того, что положение поставщика устойчивое. Это ведет к разглашению персональных данных.

— Скорее всего, цель — получение сверхприбыли, недопущение на рынок неудобных, мелких компаний, — предполагает Сергей Гаврилов в пресс-центре ГТРК «Встречи на Вертковской». — Мы берем договоры некоторых торговых сетей и видим, что к изменениям там еще и не приступали. Нарушителям грозит административная ответственность: штраф для должностных лиц — до 40 тысяч рублей, для компаний — до полумиллиона. Если речь идет о доминировании на рынке и недопущении конкурентов, налагается оборотный штраф — 15 процентов от оборота компании за предыдущий год. Эти солидные суммы идут в государственную казну. В 2016 году за все виды нарушений наложены штрафы в размере 22,7 миллиона рублей, к концу года было выплачено 19 миллионов рублей. Впрочем, законодательство предусматривает новые инструменты, позволяющие не только карать, но и предупреждать. Увидев признаки нарушения, ФАС выдает предупреждение, и в течение десяти дней компания имеет право эту недоработку устранить. Если все сделано вовремя, ответственность не наступает. Таким образом, по мнению Сергея Гаврилова, контрольно-надзорный орган не давит на бизнес, не выбивает его из колеи, нарушения на рынке устраняются, восстанавливается конкурентная среда. Помимо прочего, ФАС является органом, контролирующим тарифное регулирование. Поэтому Сергей Гаврилов прокомментировал и ситуацию, связанную с повышением тарифов «СИБЭКО» и «Горводоканалом» Новосибирска: — С точки зрения законодательства, они поступили абсолютно верно. Законодательным собранием было принято решение о том, чтобы одобрить повышение. Такое право у субъекта Федерации есть. Я доложил о ситуации непосредственно руководителю ФАС. Какое решение примет Федеральная антимонопольная служба? У нее есть право отменить, пересчитать эти тарифы… Из промежуточных переговоров с профильными управлениями я понял, что при рассмотрении вопроса найдены некие несоответствия в постановлении Правительства, которым определено повышение на четыре процента. Скорее всего, нужны поправки в это законодательство, прежде чем дать ответ или принять какие-то меры. Вопрос гораздо глубже, проблемы касаются не только Новосибирской области, но и некоторых других. Сравнительный анализ показал, что в соседних регионах тарифы разнятся в 8–9 раз. Поэтому мы говорим: надо прекратить устанавливать тарифы по затратному методу, по себестоимости. Нужно обязательно оценивать рынок, чтобы была конкурентная среда, и исходить из сопоставимости рынков. Проект закона, в котором все эти постулаты прописаны, рассматривается. В конечном итоге мы ставим перед собой задачу не только по защите конкуренции, но и по ее продвижению. Развитие конкуренции — это практически перезагрузка экономики.

ЦИФРА В 2016 году ФАС оштрафовала компании Новосибирской области на 22,7 миллиона рублей.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №13 от 29 марта 2017 года