Опыт возвращения немого кино на экран состоялся 22 января в Музее документального кино. На экране – уникальная оцифровка кинохроники Ново-Николаевска. Революционные настроения, рабочие строят город, колхозники работают на тракторах. «У нас сегодня такое уникальное мероприятие, потому что первые киносеансы во всем мире показывались в сопровождении тапера. При чем тапер это был великий музыкант, молодой Шостакович подрабатывал тапером! - рассказывает кинодокументалист Элла Давлетшина. – Музыка и кинематограф с самого зарождения шли рядом».
Антикварное фортепиано австрийской фирмы Либниц, которое ориентировочно датируется концом XIX - началом ХХ века, подарили Музею города Новосибирска. Во время Второй мировой войны его привез в столицу Сибири эвакуированный артист Ленинградской филармонии. А когда война кончилась, и артист собрался домой, то не стал увозить инструмент – то ли не было возможности, то ли денег. Пианино решил продать. Так оно попало в семью Тарасевичей, купленное для сына. В семье даже шутили: «Ну что, Сережа, «Победу» купим или пианино?». Стоимость автомобиля и музыкального инструмента в то время была примерно одинакова. Мальчик обладал способностями, но не очень хотел связывать свою жизнь с музыкой. Впоследствии он стал гениальным хирургом. Его супруга и подарила старинный инструмент музею.
За клавишами дореволюционного производства заслуженный артист России, пианист Геннадий Пыстин. Австрийское фортепиано с историей именитый музыкант оценил как отличное и мягкое. Для него фортепиано – живой инструмент. За свою карьеру музыканту удалось сыграть на редчайших клавишных самого Шопена, Чайковского, Рахманинова, Екатерины Второй и даже Гиммлера! Аккомпанирует немому изображению на экране импровизацией: солдатам – марш, играющим детям – задорную польку.
«Музыка в кино играет центральное значение. Некоторые фильмы представить без музыки невозможно. Знаменитый фильм «Александр Невский» Прокофьев писал покадрово под музыку. Звуковой ряд – обязательный атрибут. Правда, сейчас это все сошло на нет, не пишут ноты, играют за компьютером, что мне не очень нравится, - считает Геннадий Пыстин. - Это ретроспекция, поворот в прошлое. Нам надо возродить традицию. То, что происходит сейчас – возрождение целого культурного слоя, потому что озвучивание немого кино – целая история».
Сама атмосфера здесь располагает к просмотрам старых фильмов – первые киносъемочные аппараты, коробки с 35-мм пленкой. Вес такой металлической банки – больше килограмма, а записать на нее можно только 10 минут видео. Такими пользовались операторы Западно-Сибирской студии кинохроники, существовавшей в Новосибирске более 90 лет. Кинохроникеры писали визуальную историю города. Предметы в музее называют «намоленными», все камеры в рабочем состоянии, хоть сейчас бери на плечо огромную металлическую коробку и отправляйся запечатлевать историю Новосибирска.
Это не единичный показ. После презентации сеансы немого кино в сопровождении таперов станут в Музее кино постоянными. Аккомпанировать изображению будут новосибирские пианисты. Музейщики зовут всех желающих окунуться в атмосферу прошлого среди старых кинокамер и посмотреть немой фильм, как это делали новониколаевцы более ста лет назад.