До недавних пор рестораторы платили Единый налог на вмененный доход (ЕНВД), плюс НДФЛ со своих сотрудников. В этом году государство намерено изменить налогообложение в сфере общепита, отменить ЕНФД и ввести налог с оборотных средств.
Совладелец винного ресторана «Библиотека» и хинкальной «Ресторани» Наталья Ильина считает, что сейчас не самое лучшее время для перехода рестораторов на новую систему налогообложения: «Сейчас, когда мы обязаны перейти либо на 6% от оборота, либо 15% на «доходы минус расходы», для многих предприятий это может быть фатальным. Зачем было именно в этом году вводить (новое налогообложение) - можно было на год-два оставить вмененный налог, либо, как в некоторых регионах, изменить процент. Потому что 6% от оборота – это очень много».
Наталья Ильина пояснила: учитывая средние показатели рентабельности ресторанного бизнеса между, тем, у кого 6% рентабельности - означает просто отдать все заработанные рестораном деньги. Тогда зачем такой бизнес нужен?
Анжелика Бурковская, вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Сибири сообщила, что в 2019 году отрасль общественного питания Новосибирской области сдала в казну государству 35 млрд 605 млн рублей, а в 2020 году – 28 млрд 550 млн рублей».
Вице-президент Федерации рестораторов напомнила - 90% членов федерации во время пандемии проявили себя законопослушно - за что поплатились страшными ущербами и потерями. Она выразила надежду, что рестораторы сейчас выходят из локдауна, и отложенный спрос поможет стабилизировать ситуацию – сейчас предприятия более-менее начинают восстанавливаться.
«С апреля по июнь 2020 года произошло резкое, на 50%, снижение оборота по всей отрасли», - пояснила Анжелика Бурковская и отметила, что даже сокращение оборота в 20% для сферы общественного питания приводит к потере рентабельности.
«Общественное питание всю жизнь работало от оборота. Накопление огромных (финансовых) подушек, которые могли бы в течение полугода, при неработающем предприятии, обеспечить чудесные экономические показатели – это фантазии, не имеющие ничего общего с реалиями в нашей отрасли», - сказал вице-президент Федерации рестораторов. Она также не исключила проблем с возможным приходом третьей и четвертой волн пандемии COVID-19.
Основатель сети кофеен «Чашка кофе», ресторанов «#Сибирьсибирь», «Жан Хуан Лу» Денис Иванов считает, что сложности с выездом за границу помогают сохранить клиентов в регионах: «Люди сейчас не могут выехать за границу - и это помогает нам сохранить положительные тренды, потому что люди не вылетают из страны и вынужденно тратят деньги у нас в ресторанах».
Совладелец ресторанов New Mexico, «Гриль и бутыль» Даниил Прицкау называет ситуацию позитивной, но предполагает, что не надолго: «С одной стороны, нам на руку ограничения (на выезд за границу), с другой стороны, внутренний туризм весьма и весьма вырос. Конечно, когда зарубежные страны откроются, начнется отложенный спрос по морю, по европейским улочкам даст негативный фон для новосибирского рынка».
Совладелец федеральной сети кофеен Primetime, сети стрит-фудов «Дядя Дёнер» Антон Горестов отмечает у себя в форматах стрит-фуда, «to go» в кофейнях недостаточное количество клиентов из крупных офисов.
«Большое количество корпораций отправило своих людей на удаленку. И мы видим центр города не таким наполненным людьми, как год назад», - сообщил Антон Горестов.
Антон Горестов также рассказал о новых, тревожных для рестораторов тенденциях: в период пандемии – выросло количество супермаркетов, магазинов «у дома». В этих точках развиваются отделы кулинарии, кофейные уголки. В итоге часть потребления уходит в супермаркеты.
«Это смена модели – когда ты идешь в супермаркет за шоколадкой и заодно перекусить. Это необычно. Но тренд есть. И мы будем это принимать», - сказал ресторатор.
Собственница кейтеринговой компании, региональный представитель Ассоциации кейтерингов и банкетных служб России и стран СНГ по СФО Анна Сидевич напоминает - за время пандемии, несмотря на падение выручки, формат «доставки» в кейтеринге вырос в два раза – по сравнению с прошлым годом. Это связано с сокращением бюджетов предприятий и вопросом безопасности – люди хотят по минимуму видеть обслуживающий персонал.
Напомним, что в прошлом году многие предприятия малого и среднего бизнеса во время первой волны пандемии COVID-19 были закрыты на период от трех месяцев до полгода. Сфера услуг пострадала из-за введенных мер сильнее всего