Снежная мобилизация

Для города и области февраль станет очередной проверкой на прочность. Фото Аркадия Уварова
Ввести единый горячий телефон по теме уборки снега предложили общественники Новосибирска.

Ожидая февральские метели, жители регионального центра предчувствуют очередной транспортный коллапс. На улицы Новосибирска выйдет новая снегоуборочная техника, однако зимние заторы — явление почти обыденное. Как идет борьба со снегом в мегаполисе и сельских районах?

Пожалуй, чистотой сегодня больше всего радуют загородные трассы. Уборку сети автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения — около 13 тысяч километров — контролируют в минтрансе региона. В диспетчерском пункте Территориального управления автодорог мониторят действия снегоуборочной техники в режиме онлайн, совершают контрольные выезды на места, в том числе ночные. Врио министра транспорта и дорожного хозяйства области Анатолий Костылевский подчеркнул, что особое внимание отводится автодорогам, по которым проходят маршруты школьных автобусов и пассажирских перевозок. В планах на 2018 год — определить снегозаносимые участки. Это очень важно для решения вопросов, связанных с содержанием дорог.

В целом службы, ответственные за уборку снега, к мобилизации готовы. Ведь февраль — это практически всегда снежный месяц, когда погода отдает все, что недодала в первую половину зимы. Для города и области это станет очередной проверкой на прочность.

По утрам жителям мегаполиса приходится брать в руки лопаты, чтобы откопать автомобили и проложить первые тропки от подъезда.

Трудности в городе

Как мы, горожане, живем последние недели, рассказывать не приходится. По утрам дети сами прокладывают тропинки в школы, увязая в сугробах. Пешеходка неделями не берется во внимание, люди вынуждены ходить прямо по проезжей части, поскольку тротуары выныривают из снега лишь время от времени. Во дворах — где как, но, пока грейдер не приедет, ни пройти ни проехать. Снег валит, лопатами не справиться.

В каждом муниципалитете, и в Новосибирске в том числе, действуют правила благоустройства территории, согласно которым очередность зимней уборки зависит от категорий дорог. В первую очередь приводят в порядок центральные магистрали, затем — внутриквартальные дороги, по которым передвигаются скорые, пожарные и прочие экстренные службы, нуждающиеся в доступе к конкретным домам.

Главные дороги очищают от снега дорожно-эксплуатационные учреждения (ДЭУ), относящиеся к главному управлению благо­устройства и озеленения города. Сведения о ДЭУ можно найти на электронной карте «Мой Новосибирск» (в левой части экрана в меню выбираем пункт «Благоустройство», затем «Строительство и эксплуатация дорог»). За уборку дорог районного и местного значения, по которым не ходит общественный транспорт, отвечают администрации районов или округов. Порядок во дворах наводят управляющие компании, с них и надо спрашивать. Все же работают они все далеко не бесплатно, а за вполне приличные деньги. 

Зимы ждала, ждала природа, чтоб испытать

16 января, когда на Новосибирск обрушился «снегопад века», с улиц мегаполиса за сутки было вывезено почти 14 тысяч кубометров снега — это объем нескольких олимпийских бассейнов. Сейчас погода изменилась, и проблема другая — гололед.

— На морозе песко-соляная смесь работает очень плохо, — поясняет эксперт проекта «Дорожная инспекция ОНФ» Светлана Заикина. — Например, в Советском районе на дороги высыпали тонны соли, а при температуре минус 38 она не плавит снег. Если дорога не содержится в нормативном состоянии, снег накладывается на колейность асфальта, полируется колесами общественного транспорта, и все это никоим образом не счищается, не посыпается, мы получаем то, что имеем. В ОНФ запущена акция «Снежный фронт», к нам поступают обращения, люди сообщают, где не почищены тротуары, где выбоины на дорогах, задают вопросы.

На снегоплавильную станцию отправляется большая часть снега с дорог Ленинского района: здесь его отделяют от мусора и песка, чтобы получить на выходе чистую воду. Фото Аркадия Уварова

Поток звонков получает и Светлана Миронова, председатель общественного совета при министерстве ЖКХ и энергетики, руководитель федерального проекта по Новосибирской области «Школа грамотного потребителя».

— Много жалоб поступает по муниципальным межквартальным территориям, которые не закреплены за домами. Двор почищен, но заехать нельзя. Почему? Начинаем выяснять, и оказывается, что дорога принадлежит муниципалитету и не чистится, — рассказывает Светлана Миронова. — Есть и нерадивые управляющие компании, которые также не торопятся убирать территории. Через сутки после звонка выходим на проверку, и, как правило, дворы «вылизаны». Значит, можно было решить вопрос, не дожидаясь жалоб? Это говорит о том, что плохо организована диспетчерская служба. Думаю, нужно сделать в муниципалитете единый горячий телефон по уборке снега, чтобы граждане могли обращаться.

А что могут предпринять сами собственники, заинтересованные в том, чтобы их дворы убирали более тщательно и оперативно?

— Надо создавать совет многоквартирного дома, искать активного председателя, — уверена общественница. — Дома, где нет актива, обслуживают по остаточному принципу.

На снегоплавильную станцию отправляется большая часть снега с дорог Ленинского района: здесь его отделяют от мусора и песка, чтобы получить на выходе чистую воду.

Просто сгрести? Этого мало

В период экстремальных морозов уборку снега нельзя было вести в полную силу, говорят эксперты, но после потепления восстановлен привычный режим работы. Кстати, конкурс на закупку техники для очистки города, который мэрия областного центра объявляла в прошлом году, проведен. Приобретено 48 машин, в том числе снегопогрузчики, самосвалы, пескоразбрасыватели. В начале февраля новая техника должна выйти на улицы и начать уборку, что называется, с колес. Об этом сообщили в мэрии Новосибирска.

Впрочем, сгрести снег с дорог и тротуаров — мало. Нужно быстро его утилизировать.

— К решению этой важной городской проблемы подключаются промышленные предприятия, — прокомментировал ситуацию Александр Люлько, начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска. — Так, на некоторых ТЭЦ идет сброс обратного тепла, а можно было бы его использовать для того, чтобы растапливать снег. С хорошей инициативой выступил завод «Труд» — создал и запустил на своей территории уникальную снегоплавильную станцию, которая превосходит зарубежные аналоги. Если такие станции будут в каждом микрорайоне, гонять грузовики со снегом на большие расстояния не потребуется.

Сегодня в областном центре действуют две снегоплавильные станции канадского производства — на улице Широкой и за ТРЦ «Сибирский Молл». Они рассчитаны на снег, очищенный от мусора. Снегоплавильная станция завода «Труд» отделяет мусор от снега и отмывает песок, который становится пригоден к использованию. Это существенный плюс.

Цифры

На загородных трассах работают 935 единиц снегоуборочной техники, 7 подрядных организаций, 77 видеокамер, которые следят за качеством уборки.

52313 кубометров снега вывезено с улиц Новосибирска за неделю, что равняется 3269 полных кузовов 20-тонного КамАЗа. 

ВНИМАНИЕ. О недостатках в работе по уборке снега на автодорогах регионального и межмуниципального значения можно сообщать круглосуточно по телефону +7 913-949-00-30 

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №5 от 31 января 2018 года