Столкновение с НЛО: тайна гибели пассажирского Ил-18 в мае 1973-го

Погибли восемь членов экипажа и 55 пассажиров. Коллаж Алексея Рыгина
Пассажирский лайнер выполнял регулярный рейс в Новосибирск из Ташкента. При ударе о землю самолет разрушился и сгорел. Погибли все, кто был на борту, — восемь членов экипажа и 55 пассажиров. Сколько из них было новосибирцев, не долетевших до дому, в открытой печати не найдено. Трагедия произошла ровно 50 лет назад — в мае 1973 года.

Пассажирский самолет выполнял регулярный рейс в Новосибирск из Ташкента. Он принадлежал Азербайджанскому управлению гражданской авиации, летному отряду Баку. Первоначальный пункт его маршрута был именно Баку, затем Ташкент, а конечный пункт Новосибирск. Понятно, что в советские годы авиационные катастрофы освещались в СССР редко и скупо, тем более если речь шла о плановом рейсе воздушного судна с пассажирами на борту. Чего зря пугать людей? Все равно выбора не было, народ летал на самолетах «Аэрофлота» — других не было.

Причины катастрофы в точности неизвестны, хотя, конечно, работала специальная комиссия, тщательно изучившая документацию и обломки самолета, почти полностью сгоревшего. На месте крушения осталась яма глубиной три метра и длиной почти 34 метра. Детали разбившегося самолета находили в радиусе 200 метров. К каким выводам пришла комиссия? Самолет начал разрушаться в воздухе из-за отрицательных перегрузок. Видимо, лайнер был вынужден экстренно садиться. Качественной магнитофонной записи, увы, не сохранилось. Комиссия предположила, что аварийное снижение судна было вызвано столкновением с посторонним предметом, повредившим крыло или оперение самолета. Однако, по официальным данным, запуска радиозондов, беспилотных средств, стрельб и полетов ВВС в это время и в этом месте не было.
Последний раз диспетчеры увидели лайнер на радиолокаторе в 110 км южнее города Семипалатинска. Затем машина исчезла с радаров: она вошла в зону, которая не просматривалась локаторами. В этот момент, вероятно, и случилось столкновение в воздухе с чем-то или с кем-то. И самолет начал разваливаться. Его догоравшие остатки обнаружили в 4-50 утра в безлюдной степи в 84 км южнее Семипалатинска. Погода была неважная — облачная, моросил дождик. Надо сказать, что пассажирские турбовинтовые Ил-18 считались надежными машинами. Их начали выпускать в конце пятидесятых годов. Модификации были разные. Судно с удовольствием покупали зарубежные авиакомпании. Это был самолет, сконструированный в КБ Ильюшина специально для пассажирских перевозок, с чистого листа. Например, Ту-104 был переделан из бомбардировщика Ту-16. В 1958 и 1959 годах было изготовлено 64 экземпляра Ил-18Б. Конкретный лайнер, о котором идет речь, был выпущен 30 июня 1959 года. Хотя Ил-18 считался очень надежным воздушным судном, и с ним происходило немало трагедий, особенно в гористой местности при заходе на посадку в плохих метеоусловиях. Например, в том же 1973 году было потеряно четыре таких лайнера. В январе самолет разбился в столице Кипра — Никосии — при заходе на посадку. В феврале в Ленинабаде погиб второй такой самолет — из-за нарушений правил полета и маневрах в облачную погоду. В марте в Москве разбился Ил-18 при посадке из-за атмосферного обледенения. И вот в мае — катастрофа лайнера, летевшего в Новосибирск.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент