Новосибирск 5.8 °C

На почту надейся, а сам не плошай

05.03.2010 00:00:00

— До настоящего момента законодательство, регулирующее процедуру государственной регистрации прав на недвижимость, устанавливало только заявительный порядок обращения в регистрирующий орган. Указание на то, что документы и заявление на регистрацию прав представлять в регистрирующие органы можно по почте либо иным образом (кроме личного обращения), отсутствовало. Именно поэтому при поступлении в УФРС по Новосибирской области обращений граждан, юридических лиц, направленных по почте, ранее принимались решения об отказе в ее проведении, и заявителям разъяснялось о необходимости личного обращения при подаче соответствующего заявления и документов.

Так, в ч. 4 ст. 16 закона о регистрации предусмотрено, что вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом. При приеме документов выдается расписка, которая подтверждает факт принятия документов на государственную регистрацию прав.

До сегодняшнего дня закон о регистрации никак не разрешал данную проблему (ничего не говорил о возможности (или невозможности) подачи документов по почте).

В связи с принятием Федерального закона от 21 декабря 2009 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» упрощена процедура оформления прав на объекты недвижимости.

Теперь с 1 марта 2010 года заявление и документы для государственной регистрации прав разрешается представлять посредством почтового отправления. Тем не менее хотелось бы обратить внимание обращающихся к нам заявителей на требования к таким обращениям.

Документы направляются в регистрирующий орган письмом с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении. Несоблюдение указанных требований будет являться основанием для возврата документов без их рассмотрения. В этом случае к форме документов предъявляются дополнительные требования:

• подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;

• сделка с объектом недвижимого имущества должна быть нотариально удостоверена, если подлежит государственной регистрации эта сделка либо на ее основании право или ограничение (обременение) права на объект недвижимого имущества;

• подтверждение полномочий заявителя доверенностью, составленной в простой письменной форме, не допускается, если заявителем является уполномоченное на то правообладателем, стороной или сторонами договора лицо;

• доверенность должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение (обременение) права на объект недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;

• к заявлению дополнительно прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), выписка из единого государственного реестра юридических лиц и копия документа, удостоверяющего личность физического лица — представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).

Следует также отметить, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. В этом случае срок государственной регистрации начинается с момента постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что гражданин, юридическое лицо вправе отправить документы по почте, но в этом случае они рискуют столкнуться с рядом проблем:

— ввиду того, что для регистрации требуются в том числе и подлинные экземпляры документов, есть риск наступления неблагоприятных последствий при их утрате на почте;

— неясно, кто будет нести ответственность в случае неполучения регистрирующим органом таких документов, а также в случае, если окажется, что вложенные в конверт документы отсутствуют в части либо их количество не соответствует описи вложения.

Думаем, что лишь судебная практика, связанная с применением вновь принятых положений закона о регистрации, сможет разрешить данную проблему, которая начнет свое формирование лишь по прошествии определенного времени после начала действия новелл.

Хочется надеяться, что в ближайшем будущем сформируется полноценная, законная практика государственной регистрации на основании поступающих по почте документов. Тем не менее призываем граждан к внимательности при отправлении таких документов на государственную регистрацию и четкому соблюдению требований, которые предъявляет законодательство к их оформлению.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: