Новосибирск 1.4 °C

Общественный ракурс инноваций

03.12.2010 00:00:00
Общественный ракурс инноваций
Пленарное заседание Общественной палаты Новосибирской области на тему «Роль институтов гражданского общества в инновационном развитии системы образования» наглядно продемонстрировало: четкое понимание задач и целей относительно системы образования у сегодняшней власти есть.

Понимание это наблюдается сегодня на всех уровнях. Достаточно напомнить, что в своем Послании к Федеральному собранию Президент РФ Дмитрий Медведев ключевой акцент сделал именно на вопросах образования. Также не стоит забывать, что весь нынешний год прошел под знаком года Учителя — однозначное подтверждение приоритетности данного направления в общем русле инновационного развития страны.

Именно сегодня инновационность подчеркивается в развитии системы образования не как броский лозунг, но как программное и главное — комплексное решение насущных задач: президентская инициатива «Наша новая школа» явилась той ступенью, на которую сегодня выходит образование.

Но чтобы стал возможен качественный пересмотр положения дел в отрасли, потребовалось укрепить материально-техническую базу, которая долгое время была притчей во языцех: в годы брежневского застоя образование жило «по накатанной», тогда как в трудные 90-е заниматься потребностями школы возможностей не находилось. Сейчас картина разительно переменилась: реализация приоритетного национального проекта «Образование» позволила отрасли нарастить необходимые «мышцы» для нового — качественного — рывка.

— Новосибирская область сделала серьезные шаги в этом отношении, — отметил принимавший участие в заседании губернатор Василий Юрченко. — Вложения в систему образования за последние годы существенно возросли. Так, их доля в расходах регионального бюджета текущего года составляет двадцать три процента.

В свою очередь подобная серьезная цифра — отражение именно комплексного подхода в решении вопросов образования. Но есть, как отметил губернатор, нерешенные моменты, которые сегодня являются первоочередной задачей. Так, завершается установка пожарных сигнализаций в школах области. Продолжается работа по пополнению автобусного парка для подвоза учащихся из отдаленных сел. Идет постоянная нагрузка на бюджет в виде бесплатного интернет-трафика для школ, который бесплатным является лишь для самих учреждений образования, но который под постоянным контролем находится у органов управления образованием. Продолжается реализация программы «Школьное окно», которая только за текущий год позволила обновить 11 тысяч окон в школах области. На особом внимании — вопросы спортивного развития ребятишек, ведь не секрет, что в сельской местности спортивный зал в школе — единственное место для занятий физкультурой не только учеников, но и взрослых жителей населенного пункта. Ситуация явно не соответствует тому, что хотелось бы видеть в школе на исходе первого десятилетия XXI века.

Однако пристальное внимание к делам насущным не умаляет необходимости уже сегодня наметить перспективы дня завтрашнего. И конкретных направлений, по которым уже сейчас необходимо начинать работу, участники заседания были готовы назвать множество.

— Сегодня крайне важно комплексно подойти к рассмотрению взаимодействия общего и профессионального образования, — подчеркнул председатель совета ректоров вузов Новосибирской области Николай Пустовой. — Этот вопрос стоит перед регионом остро, и с точки зрения самой системы профессионального образования работа идет в известной мере хаотично, в том смысле, что каждое учреждение образования решает свои вопросы индивидуально.

Николай Пустовой отметил: необходимо комплексное решение, одним из которых может быть укрупнение и укрепление лицеев с профильной компонентой обучения. Но подобный «силовой узел» должен существовать не сам по себе, а являться ответственным за какое-то конкретное направление профессиональной подготовки, будучи частью единой, взаимосвязанной системы образования.

— Немаловажное направление в русле инициативы «Наша новая школа» — совершенствование учительского «корпуса», — напомнил присутствующим директор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Василий Синенко. — И я хочу отметить, что без реализации этого направления можно забыть об инновациях!

Однако встает вопрос: что понимать под инновациями в отношении педагогического состава? Василий Синенко считает, что необходимым шагом передового развития должно стать решение позволить учителю самому выбирать траекторию профессионального развития. Этот элемент творческой свободы как основы профессиональной самореализации сегодня необходим педагогу.

— И крайне важно, чтобы профессиональное развитие учителя было непрерывным, — акцентировал Василий Синенко.

Затронутую тему о необходимости решать кадровые вопросы в образовании поддержал губернатор, четко обозначив приоритеты в этом направлении: нужно дать дорогу молодым специалистам, нужно создавать условия для их закрепления, помогать в обеспечении жильем и прочими бытовыми условиями жизни.

— Не нужно бояться изменений, — подчеркнул Василий Юрченко. — Изменения необходимо точно выверять, обсуждать в контексте гражданского общества, обсуждать со специалистами и — проводить в жизнь. Не только силами одного министерства, а именно всем обществом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: