Новосибирск 13.9 °C

Не «убить» конкурента

22.01.2011 00:00:00
Не «убить» конкурента
Слово «монополисты» в последнее время стало, без преувеличения, ругательным. Они правят бал и диктуют цены на топливо, коммунальные и транспортные услуги. Уменьшить аппетиты бизнес-акул решили областные власти. В прошлом году Новосибирская область одна из первых в России приняла региональную программу мер по развитию конкуренции на 2010—2012 годы в рамках Стратегии социально-экономического развития до 2025 года. Как программа способна изменить ситуацию в экономике области? Как будет выглядеть конкурентное поле? Об этом — мнения разработчиков и экспертов.

Алексей СТРУКОВ: «Программа положит конец разговорам, что конкурс выиграл N, потому что он ближе к власти»
Министр экономического развития Новосибирской области считает региональную программу мер по развитию конкуренции, разработанную в его ведомстве, «настольной книгой для руководителя».

— Почему, Алексей Николаевич?

— В первую очередь это программа мер. Причем, если вы обратили внимание, программа не имеет бюджета. Поскольку мы имеем в виду не источники финансирования, а четко структурированный документ, по сути, настольную книгу для руководителей, в том числе и муниципальных образований.

Не секрет, что зачастую административные барьеры возникают на уровне межведомственного взаимодействия.

Простой пример. Допустим, вы собираетесь построить дом. По закону вы обязаны обратиться в одну структуру, чтобы составить кадастровый план, потом в другую, чтобы зарегистрировать земельный участок, затем бежать в третий орган, чтобы получить разрешение на строительство. При этом инстанции формально действуют правильно, а для человека эти хождения затягиваются на год, а то и на два.

Программа как раз направлена на то, чтобы ускорить сроки выдачи разрешительных документов, упростить все процедуры и снизить административные барьеры.

— Программа была принята осенью прошлого года. Можно говорить уже о промежуточных итогах?

Бюджет Новосибирской области отныне верстается с прицелом на программно-целевой подход. То есть деньги из казны будут расходоваться через определенные целевые программы. И прозрачность лучше, и спрос выше. Также все документы, которые разрабатываются исполнительными органами государственной власти в Новосибирской области и муниципальными образованиями, обязаны «встраиваться» в программу мер по развитию конкуренции.

В соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области от 6 октября 2010 года профильные министерства, ответственные за реализацию программных мероприятий, должны ежегодно в срок до 15 февраля представлять отчет об их исполнении. И до 1 марта министерство экономического развития Новосибирской области представит отчет о ходе реализации программы на заседании Правительства Новосибирской области. Поэтому вопрос несколько преждевременный.

Однако могу сказать точно, что на сегодняшний день достигнуты следующие результаты. Кратно повышена информационная прозрачность деятельности исполнительных органов государственной власти за счет принятия регламентов оказания государственных услуг с указанием сроков их предоставления; на территории Новосибирской области были проведены выставки и ярмарки выходного дня, на которых производители имели возможность довести свою продукцию до потребителя на льготных условиях; реализуются мероприятия по расширению мер государственной поддержки инвесторов, реализующих проекты на территории Новосибирской области.

Поскольку наша региональная программа получила высокие оценки на федеральном уровне, Новосибирская область (одна из 30) была включена в проект Всемирного банка по исследованию конкурентной среды, реализуемый при поддержке Минэкономразвития России, которое позволит получить беспристрастную оценку конкурентной среды нашего региона, определить направления для дальнейшего его совершенствования. Все рекомендации, полученные в рамках данного исследования, найдут отражение в мероприятиях программы.

— Понятно, что программа должна упростить общение между чиновниками, а что она даст простым жителям?

— Ожидаемыми результатами реализации программы являются:
— рост количества хозяйствующих субъектов и расширение имеющихся мощностей производства, а это для жителей региона — появление новых рабочих места;
— рост производительности труда, а следовательно, рост заработной платы населения;
— рост качества продукции и услуг;
— появление на рынках региона новых товаров и услуг.

Нельзя также не отметить такой элемент, как доверие к власти и эффективное взаимодействие с ней.

Должны прекратиться все разговоры о том, что, конечно, конкурс на получение госзаказа выиграл N, потому что он ближе к власти. И уйти в прошлое практика, когда на конкурс приходят один или два участника, заранее договорившись между собой, отсеяв других. Хочу подчеркнуть, что программа, несмотря на то, что утверждена, открыта для обсуждения. Если кто-то заметит несовершенство и сообщит нам об этом, мы будем только рады.

Юрий БЕРНАДСКИЙ: «Невидимая рука рынка, который все отрегулирует, — сказка про Али-Бабу и пещеру с сокровищами»
В каких ключевых рынках появятся новые игроки? Юрий Бернадский, генеральный директор Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий, — а МАРП являлась соразработчиком программы, — конкретизирует детали.

— Юрий Иванович, зачем нам нужно конкурировать и с кем?

— Конкуренция — неизбежное условие рынка. Конкурируют предприятия в отдельных отраслях, сами отрасли между собой. Регионы — за привлечение инвесторов и чтобы быть территорией, где гражданам можно комфортно жить и работать. Но конкуренция бывает разная. Заходит, к примеру, агрессивная компания на рынок. Чтобы стать лидером. Она имеет «бюджет войны», причем колоссальный — миллионы долларов. Огромные средства потрачены на то, чтобы обвалить цены на товары или услуги и, по сути, «убить» конкурентов. Когда поле боя расчищено, компания-победитель поднимает цены, сколько захочет. Как этого не допустить?

По данным специалистов антимонопольной службы, после кризиса усилилась конкурентная борьба, а в сфере размещения государственного заказа только в 2010 году доля обоснованных жалоб увеличилась в четыре раза.

Вы все еще уверены, что все отрегулирует невидимая рука рынка, по Адаму Смиту, как в сказке про Али-Бабу и пещеру с сокровищами? Нет, должны быть определены ключевые рынки, по которым будет действовать жесткий контроль со стороны органов власти, постоянный мониторинг и создание благоприятной среды для прихода средних и мелких игроков. В нашей области сделан первый шаг — утверждена программа мер по развитию конкуренции на 2010 — 2012 годы, в которой такие рынки определены (см. рис. — Ред.).

По каждому из них проводился анализ: какие там ключевые игроки, сколько крупных компаний, которые делают погоду, что мешает развиваться малым предприятиям. По каждому рынку сформированы конкретные предложения. Вот некоторые из них. Например, в сфере энергетики определенным опасением от высоких тарифов являются строительство мини-ТЭЦ и реконструкция существующих котельных. В строительстве — выделение землеотводов уже с инфраструктурой, стимулирование строительства доступного жилья.

— Впервые в программе прозвучало выражение «мини-технопарки для промышленных предприятий». О чем идет речь?

— О создании на базе промышленных предприятий мини-технопарков наподобие Кольцово. Можно называть их бизнес-инкубаторами, но не в привычном российском понимании, когда одно помещение разделено по клетушкам. Скорее всего, эти технопарки ближе по определению к кластерам. Приведу вам один из примеров будущего мини-технопарка. В Новосибирске имеется группа предприятий по производству приборов учета тепла и электроэнергии, которые на базе НЭВЗа создают свою инновационную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Для расширения сферы деятельности таких промышленных групп нужно создавать особые условия. С другой стороны, от мини-технопарков получит максимальную выгоду и областная казна. Увеличится региональный валовой продукт, повысятся и доходы бюджета, и уровень жизни населения.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Насколько значима программа для региона?
Сергей ДЬЯЧКОВ, управляющий партнер DSO Consulting (Новосибирск).


Заставить областных и муниципальных чиновников открыто докладывать об их усилиях по улучшению инвестиционных условий (что сделали конкретно для развития инфраструктуры того или иного рынка, как облегчили начало и ведение бизнеса?), составлять ценовые мониторинги и предоставлять участникам рынка полную административную и рыночную информацию — не так сложно, была бы воля реальной власти. Предвижу противодействие ряда монополистов (в первую очередь из энергетического, коммунального и транспортного секторов). Посмотрим, как говорится, кто сильнее: монополии на службе своей жадности или областная власть на службе народу.

Реализация мер этой программы будет снижать барьеры входа для новых игроков, стимулировать усиление конкуренции и, как следствие, несколько обуздывать темпы инфляции (то есть роста цен). Рост цен монополистов в ближайшие годы, видимо, продолжится, но на территории Новосибирской области он может быть медленнее, чем в России в целом. Если, конечно, программа развития конкуренции в области будет реализована хотя бы процентов на 70.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: