Новосибирск 9 °C

Конкуренция нуждается в защите

07.04.2011 00:00:00

Алгоритмы и суть нарушений по антимонопольному законодательству, по законодательству о рекламе, о размещении заказов весьма разнообразны. Приведем несколько примеров.

Интересы гражданина приоритетны
Новосибирским УФАС России в связи с обращением жителя Новосибирска был проведен анализ обоснованности установления цены на билеты эконом-класса на маршруте Новосибирск — Екатеринбург ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии». Выявились признаки нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в необоснованном повышении стоимости пассажирских авиаперевозок по данным маршрутам. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии».

В начале марта УФАС по Новосибирской области рассмотрело дело в отношении ГУ «Войсковая часть № 52987» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». По результатам рассмотрения дела ГУ признано нарушившим антимонопольное законодательство, которое выразилось в уклонении войсковой частью от заключения договора с гражданином на оказание коммунальных услуг, что противоречит пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» и ущемляет интересы гражданина. Войсковая часть является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги теплоснабжения, электроснабжения и холодного водоснабжения на территории, где расположен жилой дом гражданина. Комиссия Новосибирского УФАС России решила выдать войсковой части предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: заключить договор на предоставление коммунальных услуг с гражданином. За подобное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа.

И подобных примеров, когда сотрудникам УФАС приходится отстаивать принципы свободы конкуренции, цивилизованного рынка услуг, сегодня предостаточно.

Теплоэнергетика в лидерах
Руководитель УФАС России по Новосибирской области Сергей Гаврилов, анализируя ситуацию, подчеркивает:

— Мы надзираем за исполнением ряда законов, призванных обеспечить цивилизованность рынка, — это законы о торговле, о защите конкуренции, о естественных монополиях, о государственных закупках. Из анализа ситуации видно, что продолжается устойчивая тенденция роста количества обращений граждан и юридических лиц. В работе по сигналам с мест наше управление успешно сотрудничает с правоохранительными структурами — ФСБ, прокуратурой, Следственным комитетом, налоговой инспекцией, МВД, которые дают возможность проводить внеплановые проверки, активно реагировать на установленные факты нарушений законодательства.

Среди жалоб и обращений лидируют нарушения законодательства в сфере электро- и теплоэнергетики. Это, как правило, необоснованный отказ в доступе и выдаче технических условий, выдача их с условиями, которые заведомо невыгодны для потребителя.

На втором месте — транспортная тематика. На третьем — цены на продовольствие. На четвертом — недобросовестная конкуренция. Надо понимать: в стране нет органа, который бы устанавливал кому-то какие-то цены. За исключением субъектов естественных монополий, к которым должен быть общий доступ, и тарифы, регулируемые Федеральной службой по тарифам. Остальное у нас — это рынок, где цены устанавливаются в зависимости от сложившейся конъюнктуры. Но если на этом рынке (продовольственном или ином) есть субъект, который занимает доминирующее положение и нет альтернативы услуги и товару, то тогда это предмет для разбирательства антимонопольной службы. Такое нарушение, как злоупотребление доминирующим положением, характерно для сферы ценообразования на рынках лекарств, передачи электроэнергии, реализации продуктов.

Новый вид нарушений — картельный сговор на торгах, чаще в строительной отрасли. Компании — участники торгов договариваются между собой, например, о сведении торгов к фикции, разделе рынка. Мы боремся с такими прецедентами, суды нас поддерживают, основная масса фигурантов уже оштрафована, другие находятся в розыске по всей России через систему судебных приставов, миграционную службу. При выявлении достаточных оснований возбуждаются уголовные дела.

ДОСЛОВНО
Сергей ГАВРИЛОВ, руководитель УФАС России по Новосибирской области: «Антимонопольные органы не определяют, какой должна быть цена, мы говорим, что цена должна быть справедливой, уменьшенной на величину необоснованных затрат».

ФАКТ
В УФАС России по Новосибирской области большую надежду возлагают на совершенствование антимонопольного законодательства в части защиты свободы конкуренции. В Госдуме идет работа уже над третьим пакетов законов, которые должны дать юридическим лицам и международному сообществу понятный инструментарий борьбы с нарушениями. Например, будет дано определение картельного сговора, мер ответственности. С другой стороны, антимонопольное законодательство намерены «почистить», избавив бизнес по ряду позиций от излишней опеки государства. Цель — это максимальное развитие конкуренции, наполнение рынка свободным предложением, реальное оживление цен.

СПРАВКА
По результатам итогового рейтинга деятельности территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы в прошлом году Новосибирское УФАС России заняло 15-е место (из 82 территориальных органов ФАС России). Около 900 дел возбуждены с признаками нарушения подконтрольных законов, а также 474 административных дела, общая сумма штрафа по которым составила около 48 миллионов рублей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: