Новосибирск 1.4 °C

Мама, мама, наши сети…

02.08.2012 00:00:00

Сетевые магазины, сетевые компании, а теперь и сетевые партии — тренд политического сезона

Моей маме почти 88 лет. И с утра она не бежит к компьютеру, чтобы срочно увидеть, кто и что «твитнул» или вывесил на «стенку». Несмотря на возраст, у нее есть реальный «свой круг» друзей, активное общение и любимые книги. Поклонимся этому самодостаточному поколению, свободному от зависимостей, которыми мы теперь уже неизлечимо страдаем. Для многих страшным сном стало «боже, Интернет завис, я не онлайн!», «кошмар, за ночь мне никто ничего не кинул!» Вне социальных сетей жизнь невозможна. Там все ярче и насыщеннее, чем в реальности. Здесь мы не знаем, как завести друзей, найти любовь, что читать и какое кино смотреть. В Сетях знают все, там есть друзья, любовь, кино и темы для общения.

Быть всегда онлайн
Быть всегда онлайн, делиться новостями, мыслями и чувствами в виртуале давно и очень многим заменило реальную жизнь. Мечты о своем деле зачастую связаны тоже с Интернетом.

Стать в этой «стране» узнаваемым, признанным — такое желание толкает не только юных на поступки, которые было бы круто озвучить «на стене» или «твитнуть». Миллион просмотров! Тысячи друзей! Сеть не терпит пресных блюд. Только остренькое, жгучее. В реальной жизни от экстремальных выпадов нас сдерживает реакция окружающих, их мнение о нас, да и внутренние этические механизмы. В виртуале можно все. Порой идет и сознательное смещение: от реального туда и обратно, оттуда.

Почти 20 лет назад В. Жириновский облил Б. Немцова апельсиновым соком во время теледебатов. Скандальное видео до сих пор можно найти на видеохостингах Рунета. А эпатажный Жириновский «осел» в Сетях и, согласно опросам разных лет, остается фаворитом молодежи (от 15 до 20 процентов). Остальные политики значительно отстают.

В «Моем мире»
Анекдот: дети пришли с улицы, хихикая и притопывая: «Мама, мама, наши сети притащили мертвеца!» — «Не видали, что ли, дети, в дупель пьяного отца?» — «Мама, мама, наши сети притащили мертвеца!» — «Фу, не ешьте, это йети — он воняет слегонца!»

...Еще 50 лет назад в пионерском лагере перед сном дети друг друга пугали, читая с фонариком пушкинского «Утопленника»: «Тятя-тятя, наши сети притащили мертвеца…» Пытаемся вернуть классике первозданный вид и в ужасе отшатываемся. Дети имеют в виду Сети, хотя и плохо понимают, как они могли что-то притащить.

Но взрослые давно убедились: еще как могут! И не только мертвечину культуры, а вполне живых плотоядных тетенек и дяденек, жаждущих для начала виртуальной «клубнички». Если эротические телеканалы начинают работу после полуночи, то порносайты открыты круглые сутки.

Недостижимую мечту ребенка скорее повзрослеть обеспечат Сети. «В друзья» запишутся продвинутые учителя. Если у ребенка и в мыслях нет ничего запретного, оно само его найдет. Поисковик «скачать песню» выведет на сайт с gif-картинками сексуального образования. Разрешая детям общаться с друзьями в «Моем мире», далеко не все родители умеют включать режим «закрытый доступ» и обеспечить неусыпный контроль.

Для подростка анонимное общение в Сети — это примерка публичных масок, возможность откровенно поговорить о том, что никогда не станет темой беседы с родителями. Они в свою очередь могут использовать эту информацию грамотно, вовремя откликнуться на тревожный сигнал.
Собственно, социальные сети и задумывались как безграничная возможность для общения и поиска друзей.

Не спорь с веком
Исходим из того, что особи любого порядка всегда объединяются в некие структуры, самоуправляемые или управляемые свыше. В советское время в стране было сквозное вертикальное структурирование: КПСС, ВЛКСМ, профсоюзы — три опоры крепко держали общество до тех пор, пока сами себя не разрушили. По горизонтали шли общественные организации более мелкой «нарезки» по профилю, интересам. И каждая из них, воспитывая «свой круг», производила, кроме того, некий реальный продукт. Виртуальный мир повторяет структуру нынешнего реального — и представляет собой слоеный пирог. Толстые слои самой популярной группы «ВКонтакте» «Миллион людей, любящих лето» перемежается сообществами людей, которые любят гулять под дождем, слушают эйсид-джаз или родились 20 апреля.

Но тут можно отметить парадоксы тонких слоев: постоянных членов таких групп в сумме намного больше, чем популярных. И посещаемость мелких сообществ намного выше, чем самых крупных. Возможность консолидировать «мелочь» на актуальной теме — мощный инструмент для преследования каких-либо интересов. В том числе и политических. Где ж еще найдешь такую аудиторию?

Потому неудивительно, что в последние годы интерес к социальным сетям значительно возрос и со стороны политиков. Odnoklassniki, «ВКонтакте», по данным журнала «Интернет-маркетинг», за один месяц только по России посещает около 15 миллионов человек. Беспривязный, неохваченный электорат живет здесь по своим правилам, пока не найдется революционный «будильник». Но в самом деле, реальны ли твиттер-революции или тут смешано желаемое и действительное?

Хлопцы, а сложно партию-то зарегить?
PR — пиар в социальных сетях — уникальная возможность продвинуть идею, книгу, политика и простой ширпотребовский товар.

Измеримость — важнейшее из его свойств. Пусть тысячу раз утверждают, что популярность торговых марок, рейтинги каких-то политиков за пределами мыслимого. Кто безоглядно поверит в опросы? А как еще измеряли? Сеть обладает инструментами, которые быстро показывают не только популярность публикации, но и «качество» аудитории.

Вот, например, на недавнее сообщение о регистрации Российской сетевой партии откликнулся пользователь под ником Роман Молодцов: «Хлопцы, а сложно партию-то зарегить? Чего там нужно-то? Подскажите пожалуйста. 27 июля 2012 в 19:41». Скорее всего, шутка. Ирония. Прикол для партийных «хлопцев», всерьез решивших заняться политикой в сетях.

Возможны ли твиттер-революции?
Уже получили регистрацию в Минюсте Российская сетевая партия и Партия социальных сетей. Парадоксально, но факт: у обеих нет сайтов, несмотря на явно продекларированную принадлежность к интернет-сообществу.

Покопавшись в Интернете, можно очутиться на старом сайте первоупомянутой из них: 20 сентября 2002 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало Российскую сетевую партию поддержки малого и среднего бизнеса… Последняя запись тут почти свежая: от 2009 года. При новой регистрации и устав новый, обошлось уже без «поддержки малого и среднего бизнеса». Много лет назад начинали с сетевого маркетинга, сетевых ритейлов, и вот — новый виток в надежде консолидировать малые и средние сетевые группы теперь уже в некий политический пул. Идея привлекательная и базируется, конечно, на новомодных теориях твиттер-революций. Но их исследователи после дебатов по поводу «арабской весны» и крушения жестких режимов в Северной Африке все же приходят к выводу, что виртуального сговора недостаточно ни для массовых волнений, ни для серьезного влияния на электорат. Московские предвыборные протесты так и остались сугубо московскими. Почти 64 путинских процента никак не припишешь даже при массовых нарушениях, если таковые были бы обнаружены.

Вот в Китае пользователей Интернета больше, чем жителей в США. Но и этого недостаточно для массовых волнений и голосования «по отмашке» Сети. Наличие огромного числа пользователей и сервисов революционной обстановки не создает и на прием команд не настроено. В силу достаточно высокоразвитой аудитории. Законы виртуальной жизни как-то негласно предписывают четко различать воображаемое и действительное. Даже дети это понимают когда шутливо разводят родителей на «мертвецов Сети».

ФАКТ
Число активных пользователей социальной сети Facebook превышает 175 миллионов человек. Основная часть аудитории — мужчины и женщины
в возрасте от 18 до 34 лет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: