Новосибирск 9.4 °C

Как купцы железную дорогу строили

13.09.2012 00:00:00
Как купцы железную дорогу строили
История сел Баганского района укладывается в общую историческую канву развития Сибири в общем и Новосибирской области в частности. В стремительном беге за несколько десятков лет были обжиты огромные, практически безлюдные территории. В связи с интенсивным потоком переселенцев в Сибирь, повсеместно, в том числе на территории современного Баганского района, стали строить типовые школы — в селах Александро-Невское, Горка, Казанка, Андреевка. Средства на эти цели выделял Фонд имени Александра III. В то же время в прокладку железной дороги вкладывали личные средства купцы, проживающие в городах и селениях, через которые, как предполагалось, пройдет магистраль.

Возникшие столетия назад в Баганском районе переселенческие деревеньки прочно врастали корнями в скупую солончаковую землю

История сел Баганского района укладывается в общую историческую канву развития Сибири в общем и Новосибирской области в частности. В стремительном беге за несколько десятков лет были обжиты огромные, практически безлюдные территории.

В связи с интенсивным потоком переселенцев в Сибирь, повсеместно, в том числе на территории современного Баганского района, стали строить типовые школы — в селах Александро-Невское, Горка, Казанка, Андреевка. Средства на эти цели выделял Фонд имени Александра III. В то же время в прокладку железной дороги вкладывали личные средства купцы, проживающие в городах и селениях, через которые, как предполагалось, пройдет магистраль. Среди тех, кто внес свою лепту в сооружение железной дороги, как сообщают архивы, был «зажиточный крестьянин из Нижнего Багана Николай Зенков». Вот такое государственно-частное партнерство.

Школы церковные и церковно-приходские возводили по ходу обозначения остановок на карте транссибирской магистрали. Из отдаленных мест люд стекался поближе к железной дороге.

«Александровские» образовательные учреждения сооружали в «кирпичном стиле» — нетипичном для сельской архитектуры того времени. В основном жилые дома возводили из дерна и самана. Но и они отличались великой крепостью и вполне могли служить хозяевам дольше наших хрущевок. Очевидцы рассказывают, как в конце ХХ века сносили деревенские хаты в Багане: бульдозерами и с большим трудом. Хрупкие на первый взгляд стены были подобны крепостным. Зато взамен старым домам строили красивое современное жилье. Тоже одноэтажное, но уже с центральным отоплением.

Повсеместное возведение благоустроенного (по меркам той эпохи) сельского жилья — просторных домов, крытых шифером и железом, с верандами и большими окнами — началось в середине прошлого века. Электричество во многие села Баганского района тоже пришло лишь в послевоенные годы. В 1960-х быт сельских жителей стал активно обрастать бытовой техникой: баганцы обзаводились стиральными машинами, электроплитами, радиоприемниками. Некоторые могли похвастаться даже телевизорами.

За прописку — 50 рублей
Историю по крупицам собирают и изучают школьники Баганского района. В своей научной работе, как сейчас говорят, проекте-презентации, восьмиклассник лепокуровской средней школы Вадим Кутузов на основе газетных вырезок, рассказов старожилов села, архивных материалов и музейных источников составил небольшую летопись родного края.

«Свое название село получило по фамилии ссыльного Лепокурова, который обосновался сначала в Ляге, а впоследствии — на берегу озера. Лепокурово входило в состав Барнаульского уезда Лянинской волости Томского губернского центра. Ходоки с Украины стали переезжать сюда в 1910 — 1912 годах. За прописку новых хозяев чиновники брали 50 рублей. Во втором десятилетии ХХ века в селе насчитывалось около 700 дворов. Действовали паровая мельница, кирпичный завод, базар, сушилка для овощей, пимокатня, гончарная мастерская. Жители вспоминают, что церковь была побеленной, иногда казалось, что у этой белизны изумрудно-голубой оттенок. Красавица-церковь сгорела по халатности сторожа, который сушил дрова.

В 1928 — 1929 годах началось раскулачивание: многие бежали из села. Коллективизация закончилась в 1930 году, тогда и образовали колхоз «Красный самолет». Первым председателем стал Савелий Хаверь. В 1931 году на общем собрании колхозников было решен вопрос о возведении двухэтажной школы. Строил колхоз на свои средства. Лес, известь, кирпич возили на лошадях из Камня-на-Оби. Но полностью школу не достроили. Детям негде было заниматься, поэтому оставили ее одноэтажной...» — пишет в своем исследовании лепокуровский юный краевед. И добавляет: «Мы вместе с учителем истории Натальей Валерьевной Гуримской около двух месяцев собирали эту информацию». Труды ненапрасные. Они живописно дополняют архивные справки и документы.

Ходоки до креста
К примеру, из архивов известно, что «ходоки из Киевской, Смоленской, Черниговской и других губерний (потомки которых также живут на территории Баганского района) ехали поездом до города Татарска, где оформляли документы. Потом получали денежное пособие от 50 до 200 рублей и отправлялись в урочище Кривая Ляга Купинской волости Каинского уезда Томской губернии. Из Татарска шли пешком четыре дня, так как железной дороги не было. Место строительства поселка было обозначено столбом с крестом». А потом там появилось село с мелодичным названием в честь престольного праздника — Казанка. К слову, до 1912 года землей поселенцы пользовались вольно. А потом прибыли землемеры и стали наделять семьи землей: 15 десятин, или 16,35 гектара, на члена семьи мужского пола. Некоторые получали по 20 десятин, или 21,8 гектара.

Современный районный центр Баган рожден прогрессом и вырос из пристанционного селения. Столетие со дня образования он отметит через два года. Село развивалось стремительно, увеличиваясь и разрастаясь дворами. В 1924 году в Багане организовали трудовую артель, открыли первую начальную школу, а через три года построили нефтебазу. В 1929-м соорудили элеватор, который на сегодняшний день является самым крупным предприятием. А во второй половине 30-х годов стали появляться первые постройки за железной дорогой — эту часть поселка окрестили «копаем». 1936 год ознаменован созданием местной машинно-тракторной станции, а в 1941 году в селе начал действовать быткомбинат.

Все эти события находят яркое отражение в экспозициях Баганского краеведческого музея — главной достопримечательности села. С 1983 года здесь собрано краеведами более 5 000 экспонатов: археологические находки, древние книги, гончарные изделия, фотоматериалы, письма и награды участников ВОВ, трудовые награды, старинные предметы крестьянского быта, живопись.

СПРАВКА
Одним из самых старинных сел района считается Нижний Баган, дата рождения которого не определена. Известно, что в то время, когда переселенцы основывали Соловьевку, Воскресенку, Полтавку, а нынешний райцентр еще только начал расстраиваться, избы Нижнего Багана уже прочно вросли в Кулундинскую степь. Местные жители считают, что их малой родине никак не меньше двух веков. В новой истории дата основания Нижне-Баганского сельсовета обозначена 1920 годом. А в 1925 году на территории нынешнего Баганского района был образован Андреевский район с центром в селе Андреевка в составе Славгородского округа Сибирского края. С 1931 по 1935 годы район был упразднен. В 1937-м включен во вновь образованный Алтайский край. Только в 1944 году район передан в Новосибирскую область. Через два года райцентр перенесли в Баган, давший впоследствии название и самому району.

ЦИФРА
В 1966 году архив Баганского района занимал всего одну комнату в 24 квадратных метра, где размещались всего 3 680 единиц хранения. Сегодня это уже 20 тысяч единиц, которые занимают почти три сотни погонных метров стеллажей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: