Новосибирск 7.5 °C

Пусть будет путь счастливым!

15.03.2006 00:00:00



За примером можно обратиться практически на любое предприятие Западно-Сибирской магистрали: всюду заметно, как возросли в последние годы возможности производства. Что вчера еще находилось в далеких мечтах, сегодня — реальность и эффективно работает на доброе имя отрасли. Речь в первую очередь — о внедрении новых технологий, создании целых служб, которые в своей работе опираются на достижения современной науки.

Сегодня наш рассказ о Барабинском локомотивном депо и конкретно о том, как здесь была создана база для диагностики технического состояния локомотивов. Ни для кого не секрет, что электровозы на сети российских дорог старые. И если они исправно работают, то исключительно за счет высокопрофессионального обслуживания, своевременного ремонта. Но электровоз — машина большая. Держать под контролем все его узлы и агрегаты — дело очень сложное, но, если призвать в помощники современный компьютер, решение находится быстрее да и точность будет гораздо выше.

О компьютеризации диагностики электровозов в депо заговорили в конце девяностых. Есть даже конкретная дата — 8 апреля 1998 года, когда предприятие получило первый комплекс вибродиагностики «Прогноз-1». С помощью этого прибора проводится техническое обследование локомотива и определяется запас его прочности. Оборудование разработал и поставил центр внедрения новой техники и технологий «Транспорт». Фирма в среде железнодорожников авторитетная, продукцию поставляет качественную, но и сами деповчане не сидели сложа руки.

Рассказывает инженер Сергей Макуха, который буквально с первых шагов возглавил компьютерную диагностику в локомотивном депо:

— В лабораторных условиях комплекс работал совершенно безотказно, но для цеха потребовалось много чего добавить. Например, создать защиту от влаги, масла, мазута, от колебаний температур. Пришлось заменить на более надежные крепления датчиков и так далее. Уже на месте приспосабливали прибор к условиям производства.

Они сами подготовили технические предложения и передали их в «Транспорт». Разработчики, надо отдать им должное, внимательно подошли к замечаниям инженеров депо, сумели посмотреть на прибор их глазами. Так, общими усилиями «Прогноз-1» был доведен до такого уровня, на котором он сейчас способен выдавать довольно точный диагноз. Потом материальная база участка диагностики пополнилась еще несколькими современными приборами, но первый остался на особом счету.

Тогда на участке работали всего два человека — Сергей Макуха и Алексей Плаксин. Оба с железнодорожными институтами за плечами и с хорошей головой на плечах. Они быстро организовали дело, но объем работы оказался таким, что потребовался помощник. Им стал слесарь четвертого разряда Евгений Лукьянов. Сейчас он тоже закончил институт и работает электромехаником. В данное время исполняет обязанности руководителя участка.

Работа, говорят, здесь очень интересная. А для постороннего человека зрелище просто завораживающее. Участок диагностики, как гнездо ласточки, примостился на южной стене цеха текущего ремонта. Рядом на трех канавах стоят электровозы. У одного из них колдует группа специалистов. Это электромеханик Сергей Вандакуров, слесарь-моторист Евгений Демяхин и бригадир Игорь Печерин. Машина обследуется в работающем состоянии, с нескольких датчиков на компьютер идет информация, которая и дает полную картину. Что-то похожее на «Дышите, больной, а теперь не дышите» — на съемку кардиограммы. Кстати, буквально до конца двадцатого века использовались примитивные диагностические приборы, которые, как и у врачей, назывались стетоскопами. Это такая медная труба с припаянной пластиной на конце. Приставляли ее к определенному узлу, например к колесной паре, и слушали. Оказывается, каждый дефект имеет в работе свой шум, по нему и определяли неисправность.

Кстати, шумовая диагностика до сих пор не списана в архив. Современный диагностический прибор определяет 70 — 80 процентов неисправностей, остальное «прослушается». Несколько лет назад специалисты диагностики создали библиотеку шумов, характерных для каких-то неисправностей, это помогает избежать ошибок. А вообще работа тонкая, требующая особого, талантливого уха и очень ответственная. Ошибка диагноста может обернуться большими неприятностями в пути следования поезда. Поэтому случайных людей здесь не бывает. Зато преданных своему нелегкому делу — каждый первый.

Например, Сергей Вандакуров — железнодорожник в третьем поколении. Его дед Степан Прохорович был машинистом паровоза, отец четверть века отработал на электровозе, оба остались в истории депо как крепкие профессионалы. А из Сергея получился классный электромеханик, так что династия известных железнодорожников продолжается достойно.

Возможности участка год от года увеличиваются. Сейчас уже в работе четыре комплекса «Прогноз-1»: два стационарных и два передвижных. На них обследуется механическая часть всех электровозов приписки Барабинского депо. Для диагностики электрических схем приобретены приборы серии «Доктор-030М». Добавилось несколько новых приборов в ходе последней реконструкции депо. Для измерения геометрических параметров локомотива и его узлов теперь применяются лазерные системы.

За год деповские диагносты проверяют около тысячи электровозов. Что это дает? Не станем грузить вас техническими и экономическими терминами, ограничимся опять же главным. Это повышает надежность ремонта электровоза в целом и всех его основных узлов. И это дает нашему активно путешествующему поколению уверенность: во главе состава стоит локомотив без изъянов, полностью готовый к большим техническим нагрузкам.

На снимках: компьютерную диагностику проводят Сергей Вандакуров и Игорь Печерин; в ремонтном цехе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: