Новосибирск 1.4 °C

Цифровые технологии и искусство

04.05.2006 00:00:00



Наверное, пора уже серьезно подумать о классификации «цифрового искусства». Хотя, на мой взгляд, гораздо более важным является не инструмент в руках художника, а те вопросы и проблемы, которые его волнуют. А здесь в этой части человек меняется не так быстро, как технологии, и вопросы остались практически те же, что волновали его, скажем, в средние века, а то и раньше.

Экспозиция цифровой печати широко и разнообразно представляет творчество современных российских и зарубежных художников. Это Стив Данциг (Австралия), Родольфо Агуэро и Алисия Кандиани (Аргентина), Виктор Коен (Греция), Гудмундур Людвикссон (Исландия), Паскаль Йелль (Канада), Юичиро Кавагути и Сатоши Мацуяма (Япония), Валерий Орлов, Александра Митлянская, Святослав Пономарев (Москва), Евгений Бортников (Нижний Тагил) и т. д. Новосибирск представлен работами давно работающего с цифровыми технологиями Владимира Мартынова, а также Светланы Бакушиной, Елены Лазаренко и Евгения Юсова. Представлено несколько работ, выполненных совместно Михаилом Казаковцевым и Сергеем Гребенниковым. Интересный проект выполнен Сергеем Мосиенко и Михаилом Паршиковым.

Настоящей изюминкой стало присутствие на фестивале японского художника, профессора токийского университета господина Юичиро Кавагути — одного из «первооткрывателей» цифровых технологий в искусстве. Объектами, представляющими для него особый интерес, являются природа, животный мир, а также космос и Вселенная. В своих работах художник очень тесно связывает живое с неживым, причем он неживым, статичным формам придает одно из качеств живого — движение, путем компьютерных технологий заставляя двигаться изображение на экране. Это помогает зрителю наиболее остро почувствовать разницу между живым и неживым, составляющую предмет размышлений художника. Так появились «танцующий» цветок, танцующая девушка, которая своим танцем может приводить в движение окружающее пространство, удивительные по своей красоте морские растения и растущие кораллы, радостно вибрирующие разноцветные «райские» цветы, которые пришли из воображения художника и были созданы исходя из его представления о рае. Столь же символично и ярко Кавагути смог изобразить на экране борьбу добра со злом — в виде позитивных и негативных объектов, в непрестанном движении сражающихся друг с другом. «Чтобы создавать такие изображения, мне приходилось много путешествовать: опускаться на морское дно, бывать в непроходимых джунглях, лазать по горам, жить в палатке и даже охотиться на крокодилов! — с радостной улыбкой говорит художник. — Я стремился, чтобы всем изображаемым мною объектам в максимальной степени были присущи качества живых существ, — именно для этого я путешествовал в столь экстремальных условиях, наблюдая за ними в естественных для них условиях. Мне интересно наблюдать, как медузы меняют свои цвета, как растут кораллы и, главное, чувствовать их ощущения, чтобы затем как можно точнее передать их зрителю». В будущих работах художник мечтает попасть внутрь объектов, чтобы зритель, присутствуя внутри, мог ощутить всю полноту качеств живых существ и «оживленных» им объектов. По его словам, что если бы кристаллы были живыми, они имели бы еще более красивые формы, поэтому впоследствии он хочет не только придать объектам цвет, объем и движение, но также дать зрителю почувствовать еще одно качество живого — запах. Мечта художника — создать новый мир искусства в трехмерном изображении. Прощаясь, гость из далекой Японии сказал, что увезет из Новосибирска в родную страну впервые испытанное им ощущение холода, которое, возможно, найдет отражение в его будущих работах.

Второй крупный проект — «Переводы с русского» — создала и привезла из Германии курирующая его Евгения Горчакова, в котором она сама участвует и как художник (совместно с Изольдой Локк и Марике Хайнц-Хоек). Проект интересен тем, что взгляд обращен на произведения русской литературы. «Большая редкость, когда западные художники интересуются русской культурой, да еще в таком конкретном проявлении, — говорит Евгения». Так, одна из работ Изольды Локк под названием «Исповедь» — это попытка перевести литературный текст на видеоязык, так называемая видеоэкранизация литературных текстов. Художник выступает здесь в качестве некоего невидимого посредника, стремясь передать информацию от писателя к читателю, используя с помощью современной видеотехники качество визуализации пространства, не доступного литературе. По словам Е. Горчаковой, «это не театрализация и не документализация, а это — редуцирование текста до говорящего рта». Это передача информации напрямую, но как бы в другой материи, в ином качестве, связанная с попыткой художника «создать библиотеку, которую можно носить с собой». «Исповедь» в сюжетном контексте воспроизводит на экране монолог мужчины, находящегося «под каблуком» у своей жены, тонко передавая все оттенки его психоэмоционального состояния. Творчество Марике Хайнц-Хоек посвящено Тарковскому: она использует кадры из его фильмов, рукописи, фотографии. Сама Евгения Горчакова — любитель русской литературы, с детства не расстается с книгой. «Я читаю романы, а не книги по психологии, чтобы узнать больше о людях» — эта идея Хомского очень близка собственному восприятию Евгении. Она выбрала очень оригинальный подход, который красочно отразила в виде «литературного пресс-кита», выполненного посредством цифровой печати.

Новосибирский художник Евгений Юсов — автор ни с чем не сравнимых 2D цифровых анимаций (проект CONTINUUS), которые представлены в двух видах: в виде цифровой фотографии и в виде видеотреков, которые он создает с помощью компьютерных технологий путем интуитивного подбора. Его опыт работы в области компьютерной графики составляет около 10 лет. Движущиеся на экране причудливые формы как бы выполняют невидимый глазу зрителя замысел художника. Евгений поделился секретами своего творчества: «Я рисую абстрактный мотив и смотрю, как развиваются его цветовая и пластическая части, а затем сохраняю это в виде видеоряда. После этого подбираю музыкальное сопровождение. В процессе работы появляется новый мотив, который ведет меня дальше. Изображение может неоднократно меняться в процессе работы, но процесс этот настолько тонкий, что в каждый момент времени приходится решать задачу гармонизации. Причем мимолетные ощущения иногда оказываются важнее, чем объектная форма. По сложности и тонкости работы это можно сравнить разве что с подбором ароматов в работе парфюмеров».

Но от зрителя эта творческая часть работы оказывается скрытой, он видит лишь развитие мотива художника. С появлением цифровых технологий жизнь художников значительно усложнилась — ведь помимо навыков рисунка и цвета необходимы еще специальные знания в области компьютера, видеотехники. По словам Евгения, определенные сложности иногда возникают, например: иногда бывает нелегко трансформировать экранное изображение с монитора компьютера в видеоформат DVD без потерь качества цветовых отношений, но в целом ему этот процесс доставляет эстетическое удовольствие, а его опыт в овладении компьютером достаточен для решения этих задач.

Масштабы выставки столь велики, а стили художников настолько многообразны, что даже простое перечисление работ могло бы занять не один десяток страниц. Поэтому лучше заглянуть в художественный музей, чтобы понаблюдать, как таинственные образы, созданные художниками, оживают с помощью компьютерных технологий и начинают жить своей неповторимой жизнью.


Научно-технический прогресс стремительно проникает практически во все сферы человеческой деятельности, и искусство в этом смысле не является исключением.

В Новосибирском художественном музее состоялось открытие международного фестиваля aniGma, в основе которого лежит концепция использования цифровых технологий в современном искусстве. Фестиваль проходит в третий раз, но сейчас впервые занял громадные экспозиционные площади (три этажа музея), приобрел как никогда широкий и представительный международный характер (не представленной оказалась разве что Африка) и включил в себя большой блок видеоарта и цифровой печати. Спонсором фестиваля выступила московская компания EPSON, предоставившая проекционное оборудование и отпечатавшая работы нескольких участников фестиваля.

Состоялся показ видеороликов, а сама выставка, состоящая из принтов и нескольких стационарных видеопроектов, работает до середины мая.


На снимках: Елена Горчакова представляет свой проект; у экспонатов; на открытии выставки.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: