Новосибирск 1.4 °C

Новый закон должен решить проблему сиротства

30.05.2006 00:00:00



Казенные, то есть государственные, дома для одиноких детей не решают задачи полноценного воспитания личности ребенка и в то же время являются весьма затратными для бюджета. Сейчас в России развивается новая форма защиты детства — семейное жизнеустройство детей. На новый уровень должно подняться и законодательство в области защиты детей, оставшихся без родителей. Об этом шла речь на состоявшейся недавно в Новосибирске окружной конференции, проведенной аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе совместно с депутатом Государственной думы Лианой ПЕПЕЛЯЕВОЙ и управлением образования Новосибирской области.

В ходе работы конференции мы попросили Лиану Пепеляеву ответить на вопросы о значимости рождающихся законов.

— Какие проекты законов рассматривались на окружной конференции?

— На конференции мы рассматривали два проекта федеральных законов: «Об опеке и попечительстве» и о «Внесении изменений в некоторые законодательные акты...» в связи с принятием первого закона. Надо сказать, что задача совершенствования законодательства требует от нас комплексного подхода. Мы осознаем, что должны прийти к эффективной профилактике социального сиротства. Об этом заходила речь, в частности, и на нашей конференции, потому что у наших педагогов и депутатов сердце болит за будущее российских детей. Именно об этом говорил президент в своем послании Федеральному собранию. Сейчас идет системная работа по подготовке реализации послания. В том числе предполагается большой блок законодательной работы. В Государственной думе уже готовится план законодательных мероприятий. Думаю, что в ближайшее время он будет принят. Особый акцент глава государства сделал на проблемах детей, оставшихся без попечения родителей. Наша конференция и была посвящена совершенствованию законодательства в этой области.

— Почему вы придаете принятию этого закона столь большое значение?

— Следует понимать, что принятие федерального закона об опеке и попечительстве — очень важный этап. До этого такого закона никогда не было в российской истории, несмотря на то, что во многих странах, помимо гражданских и семейных кодексов, существуют специальные законы об опеке и попечительстве. А Гражданский кодекс и Семейный кодекс, на которые мы опирались, естественно, не учитывали всех граней и нюансов. Вместе с принятием закона об опеке и попечительстве будут внесены изменения по ряду вопросов в Гражданский и Семейный кодексы, в Федеральный закон № 184, который касается органов субъектов Российской Федерации, и в закон об образовании.

Защиту детства в России, по сути, тоже можно назвать приоритетным национальным проектом. И особенное внимание следует обращать на тех детей, которые живут в детских домах и школах-интернатах. То, что на самом высоком уровне предлагаются пути решения этой проблемы, безусловно, очень хорошо. Но для того, чтобы эту проблему решить, необходима концентрация усилий всех ответственных лиц, кто этими вопросами занимается. На первом этапе подготовки проекта закона об опеке и попечительстве мы также обсуждали его в Новосибирской области. Предыдущая встреча, которая произошла в 2005 году, оказалась очень полезной. Все замечания, которые были представлены в устной и письменной форме специалистами региона, были рассмотрены и действительно помогли в работе над проектом. На прошедшей конференции свои предложения вносили не только специалисты области, но и представители органов власти из других регионов. Я надеюсь, что в ближайшее время проект закона будет внесен для рассмотрения в Госдуму в первом чтении.

— Будут предусмотрены финансовые стимулы для людей, которые берут детей в семью?

— Да, на мой взгляд, необходимо финансово защитить семьи, которые принимают на воспитание, усыновляют детей. Чтобы с появлением ребенка благосостояние семьи не падало и у всей семьи нового ее члена были нормальные условия. Фактически надо обусловить выплату заработной платы для того, кто принимает детей в семью. Хочу подчеркнуть, что Новосибирская область давно занимается проблемой семейного жизнеустройства детей. И в сельских районах таких семей больше, чем в городах. В сельских районах люди во многом, может быть, более открытые, чем в городе. Они готовы брать и воспитывать ребятишек, но гораздо охотнее будут это делать, когда появится финансовая возможность содержать принятых детей. Когда семья принимает, к примеру, семь и более детей, для взрослых это тяжелая нагрузка. Это — работа. И когда эта работа начнет соответственно оплачиваться, когда будет возможность содержать этих ребятишек, тогда, безусловно, появятся стимулы.

— На чей бюджет лягут эти расходные обязательства?

— Откуда брать на это деньги? Сегодня ситуация такая, что муниципальные бюджеты потянуть такую статью расхода не могут. А бюджету субъекта Федерации решать такие задачи проще. Что касается федеральных обязательств и возможностей, вопрос будет далее обсуждаться.

— Когда ожидается вступление будущего закона в силу?

— Введение в действие пакета законов предполагается с 1 января 2007 года. Ведь ряд расходных обязательств будет возложен на субъекты Федерации, и по этой причине бюджеты должны быть подготовлены. Надо сказать, что рассчитывать на то, что с принятием федерального закона можно будет принять в регионах свои подробные законы, касающиеся опеки и попечительства, не нужно. Практически все вопросы опеки, то есть гражданского законодательства, как вытекает из Конституции России, подлежат ведению Российской Федерации.

— А что же достанется субъекту?

— Главное — на своей территории определять порядок создания и деятельности органов опеки и попечительства, взаимодействия с другими органами власти. Все вопросы финансирования и обеспечения этой деятельности по логике вещей, по разделению полномочий, должны решаться на уровне субъекта Федерации.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: