vn
Новосибирск -4.7 °C

О брутто и нетто зарплат

17.08.2006 00:00:00



Подробный разговор с Надеждой Дмитриевной ИНИНОЙ, заместителем руководителя департамента — начальником управления труда департамента труда и социального развития Новосибирской области, расставил все точки над «i». Заодно напомнив о том, что существуют заранее заданные территориальные как преимущества, так и недостатки, и окончательно убедив в том, что в экономической науке важна точность, в том числе в словоупотреблении. А именно: средняя зарплата бюджетной отрасли всегда будет отличаться от средней зарплаты внебюджетных отраслей. Очень важно не путать регионы и субъекты — это не синонимы!

С подобного объяснения разницы между терминами и понятиями начался наш разговор.

— Говоря о зарплате, нужно сразу же уточнить, что на зарплату внебюджетного сектора влияние властей достаточно ограничено — сегодня предприятия все в основном частные, систему и размер оплаты труда определяют самостоятельно. А что касается бюджетного сектора, то влияние на него ограничено федеральными нормативными актами. В частности, закон № 122 предоставляет нам право устанавливать систему и размеры зарплаты с учетом единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии, но зарплата работников бюджетной сферы не может быть выше федеральной. Но возможности мы все равно находим!

Последние годы администрацией области этой проблеме уделяется самое пристальное внимание. Губернатором области подписано 35 областных нормативных актов, утверждены базовые фонды по каждому предприятию, и руководителям дано право самостоятельно устанавливать заработную плату в пределах утвержденного базового фонда за счет оптимизации трудового процесса, то есть перевода на почасовую зарплату и нормированное задание. На самом деле механизм очень большой, действия активные и результаты есть. В целом зарплата по области за три года выросла почти в два раза.

Если говорить о темпах роста зарплат, то они, как номинальной, так и реальной, опережают российские. Индекс реальной заработной платы в Новосибирской области за январь — май составил 111,8%, а по России за тот же период — 110,8%.

Вообще, сравнивая наши зарплаты с соседскими, очень важно учитывать структуру экономики и местонахождение региона.

Возьмем, к примеру, Томск. Районный коэффициент достигает 1,7. Северные надбавки — 1,5, что сразу же увеличивает зарплаты в два с лишним раза. В Красноярском крае районный коэффициент — 1,8 и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям — 80%... А ведь они только по местонахождению и структуре экономики, где преобладают добывающие отрасли, имеют преимущества рядом с нами!

В Сибирском федеральном округе положение Новосибирской области сравнимо, пожалуй, только с Алтайским краем и Омской областью: похожая структура экономики, нет северных надбавок, одинаковый районный коэффициент, но у нас зарплата выше как в целом по области, так и в бюджетной сфере.

По классификации Министерства экономического развития из 14 регионов, входящих в одну группу по уровню социально-экономического развития (Курская, Калининградская, Орловская, Тверская, Тульская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Волгоградская, Ростовская области, Республика Карелия, Краснодарский и Красноярский края), только в трех — Республика Карелия, Мурманская область и Красноярский край — заработная плата выше, чем в нашей области. А причина та же. Если же сравнить заработную плату этих территорий без районного коэффициента и процентных надбавок, то она примерно одинакова с зарплатой в Новосибирской области.

— За счет чего происходит рост заработной платы в области?

— На селе выравниваем зарплату за счет 25-процентной надбавки за работу в сельской местности. Эта надбавка была и ранее, но когда отменили все существовавшие до этого системы и формы оплаты труда и сказали: «А дальше сами!», губернатор специальным постановлением эту надбавку для районов сохранил.

Мы одни из немногих субъектов Федерации, где уже много лет такой формой, как социальное партнерство, устанавливается единая тарифная ставка 1-го разряда. И все, кто участвует в этом соглашении (союзы и ассоциации работодателей), обязаны применять эту ставку. А, как известно, более высокий размер минимальной зарплаты оказывает прямое влияние на рост заработной платы и ее легализацию.

С момента принятия соглашения размер тарифной ставки 1-го разряда для работников внебюджетной сферы увеличился в 8 раз и составляет сегодня 1600 рублей. При этом минимальная месячная заработная плата для работников организации внебюджетной сферы установлена не менее 3000 рублей, а для работников сельского хозяйства — 2000 рублей.

Отраслевые департаменты администрации области заключают с организациями, имеющими зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, соглашения о поэтапном повышении зарплаты. Только в первом квартале управлением по регулированию потребительского рынка и сферы услуг заключено 106 таких соглашений с организациями торговли.

Еще одно из направлений работы — регистрация трудовых договоров работников с работодателями — физическими лицами. За 6 месяцев 2006 года зарегистрировано более 13 тысяч трудовых договоров с работниками. А сумма легализованной заработной платы составила 137,7 миллиона рублей. Причем почти в два раза увеличилось количество договоров, в которых заработная плата установлена выше величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Работа по совершенствованию зарплаты работников бюджетной сферы и снижению численности низкооплачиваемых работников продолжается. Наша задача — свести до минимума число работников, получающих зарплату ниже прожиточного минимума. На самом деле таких работников в Новосибирской области становится все меньше. По областным учреждениям — 2,5%, в основном это пенсионеры и студенты. А по сельским районам положение различно: наименьший процент в Новосибирском, Кочковском, Баганском районах, городах Бердске, Обь; самый высокий — в Татарском, Купинском, Каргатском, Кыштовском, Убинском районах.

У нас несколько иная, отличная от федеральной, система оплаты труда. Как уже говорилось, утвердили базовые фонды оплаты труда и сказали руководителям бюджетных организаций: «Это ваш фонд. Он неизменен и подлежит только увеличению, для чего принимается соответствующее постановление губернатора».

Такого никогда не было. Теперь каждый руководитель знает (говорим об областных учреждениях), что ему на зарплату отдали, например, 50 миллионов. И он вправе содержать ту численность работников, которую считает нужной. Здесь развивается умение хозяйствовать, то есть умение распорядиться деньгами и организовать трудовой процесс. Можно нанять двух человек, можно одного...

— Есть ли разрыв в оплате труда работников бюджетной сферы на селе и в Новосибирске?

— Такого учета статистика не ведет. Есть только средняя зарплата по районам. Но если говорить о мониторинге в разрезе профессий, который делаем с отраслевыми департаментами, то, например, в образовании средняя зарплата в городе Новосибирске — 5 640 рублей, а по районам области — 5 328 рублей.

Как видите, разница небольшая, и связана она в основном с наполняемостью классов — в городе она выше. Несколько больше разрыв и в зарплатах, получаемых в здравоохранении, но и он связан с наличием участковых терапевтов. Тут много факторов: зависит от уровня учреждений, сколько в нем работников, какого они разряда. Если взять и посмотреть зарплаты в разрезе районов, то там, где есть предприятия и осталась железная дорога, зарплаты гораздо выше.

Конечно, самые низкие зарплаты — в сельском хозяйстве. В июне эта цифра была 3,572 рубля. Но сельское хозяйство — проблема не только Новосибирской области. Это проблема всей России. Среди регионов Сибирского федерального округа по уровню заработной платы в сельском хозяйстве наша область занимает 10-е место из 16.

— Немного о проблеме задолженности по зарплате.

— Основная сумма задолженности, конечно, в сельском хозяйстве. На сегодняшний день сумма задолженности по зарплате — 268 миллионов. Из них 191 миллион рублей в сельском хозяйстве. Задолженности областного бюджета нет.

Для ликвидации задолженности по заработной плате и повышения уровня оплаты труда создана областная межведомственная комиссия, которую возглавляет первый заместитель губернатора и руководитель налоговой службы Новосибирской области. Аналогичные комиссии созданы в районах.

На заседания комиссии мы приглашаем руководителей организаций, глав муниципальных образований.

И результат есть. До межведомственной комиссии работала рабочая группа при трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседания приглашали руководителей предприятий, имеющих наибольшую задолженность, беседовали, они составляли график погашения. В результате за 2005 год погасили около 100 миллионов рублей задолженности. До сих пор не погашена задолженность по ОАО «Химпласт», но там возбуждено уголовное дело.

Больше всего меня беспокоит задолженность по зарплате в тех организациях, где есть вредные условия и люди получают льготную пенсию. Ведь если за год ни рубля не перечислялось в Пенсионный фонд, то у человека вылетает год пенсионного стажа! И если задолженность по зарплате когда-нибудь и будет погашена, то стаж уже восстановлен не будет... А льготная пенсия дается за вредные условия труда, когда человек на работе теряет здоровье. И представьте, вот он приходит, а ему говорят: «Вы должны отработать еще год, потому что работодатель за вас не платил!»

Проблема с пенсионными отчислениями остается и в сельском хозяйстве.

— Сегодня остро стоит вопрос «серых» зарплат. Как решается эта проблема?

— На ту же межведомственную комиссию мы приглашаем руководителей организаций, имеющих зарплату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Инспекция труда, налоговая служба, органы по труду, правоохранительные органы — все вместе мы смотрим, почему такая низкая зарплата? Дальше, если есть за что, инспекция труда накладывает взыскания, налоговая служба штрафует за уход от налогов, а правоохранительные органы возбуждают уголовные дела.

По большому счету сегодня доказать, что руководитель платит помимо кассы зарплату в конвертах, сложно, но возможно. И я думаю, для работодателей важен такой фактор, как их репутация.

Судите сами: на прошлом заседании комиссии мы рассматривали зарплату в организациях: ПАТП-10 (около 1600 рублей в месяц), ООО «Пассим ТФ» (1510 рублей), ООО «Оптима» (2 500 рублей), «Дискус плюс» (2500 рублей).

— Что можно сделать, чтобы исчезла «серая» зарплата в конвертах?

— Как ни парадоксально, до тех пор, пока работники не поймут, что их пенсия, оплата отпускных, больничных, а также хорошие дороги, развитая система социального обслуживания, зарплата учителей и врачей, библиотекарей — все это зависит и от официальной зарплаты.

— Приходится слышать, что повышения зарплат работников бюджетной сферы, которое прошло 1 мая и предполагается 1 октября, не сравнимы с темпами роста инфляции, которая их опережает.

— Давайте сравним несколько цифр. Если взять это полугодие, то рост объемов производства у нас в области составил 106,1%. А рост зарплаты — 122,9% в целом. Обсуждая минимальную зарплату и тарифную сетку с работодателями, мы постоянно от них об этом слышим.

Последнее, на что хотелось бы обратить внимание работодателей: согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: