И если полет проходит нормально, испытываешь чувство благодарности экипажу и радости за то, что ты снова на земле, значит, полет прошел благополучно. При этом мы часто забываем, что обеспечение нормального полета зависит не только от летчиков, но еще и от многих-многих специалистов, чья работа подчас не столь заметна, но при этом не менее важна. Это диспетчеры, аэродромная и инженерная службы, техники, перевозчики…
Сегодня, в преддверии профессионального праздника — Дня Воздушного флота России, нам хотелось бы рассказать о тех, без кого невозможно представить работу современного аэропорта, воздушное движение. Это сотрудники координационно-диспетчерского центра аэропорта (КДЦА) Толмачево.
Немного истории…
Новосибирский аэропорт Толмачево ведет свою историю с 1957 года. Именно тогда, почти 50 лет назад, был выполнен первый пассажирский рейс на самолете ТУ-104 по маршруту Новосибирск — Москва и образован Толмачевский авиаотряд. В 1992 году он разделился на три самостоятельные организации: государственное предприятие «Аэропорт Толмачево», авиакомпания «Сибирь» и «Запсибаэронавигация». В сентябре этого же года Толмачево приобретает статус международного аэропорта. Ныне он — открытое акционерное общество «Аэропорт Толмачево».
Служба, которую не видно, зато слышно
Если говорить откровенно, то, конечно, направляясь для подготовки публикации в аэропорт, я представлял себе работу диспетчерской службы немного романтично. Все-таки самолеты, небо, взлеты и посадки. На самом деле, все оказалось немного прозаичней, но от этого не менее увлекательным. Как вы думаете, кто из сотрудников аэропорта одним из первых видит самолет, когда он приземляется на летном поле? Да, конечно же, диспетчер по управлению ресурсами и диспетчер-координатор.
Не так часто приходится подниматься по таким крутым лестницам, как на вышке КДЦА. Моментами казалось, что нахожусь в какой-то гигантской подводной лодке и, чтобы оказаться на самой верхней палубе, мне нужно карабкаться и карабкаться наверх. Наконец, мы с фотокорреспондентом Сергеем Дятловым достигли высшей точки - помещения, где расположились за своими компьютерами и экранами, на которых видна часть летного поля и борта диспетчеры. В сегодняшней смене двое мужчин и молодая симпатичная женщина: сменный руководитель Сергей Никулин, диспетчеры по управлению ресурсами Вячеслав Язиков и Ольга Швецова. Самое интересное, что Вячеслав Михайлович – ветеран службы, работает здесь уже три десятка лет, а Ольга Владимировна – всего три недели, хотя в аэропорту она не новичок, раньше трудилась на аналогичной должности в службе авиационных перевозок.
– После службы в армии сразу пришел работать в Толмачево, – рассказывает Вячеслав Язиков. – Это было в 1971 году. Сопровождал самолеты после посадки, заводя их на стоянку. Потом уже перешел в центральную диспетчерскую аэропорта, так раньше называлась эта служба. С тех пор тружусь здесь. И если на прежней работе мне приходилось заводить борта на стоянку на машине, то сейчас я фактически делаю то же самое, но только посредством громкоговорящей связи, не выходя из помещения.
Главным в своей работе Вячеслав Михайлович считает знание специфики, то есть профессионализм, а также оперативность и умение принять мгновенно нужное решение. А ситуации порой бывают разные, в том числе и экстраоординарные. И если учитывать, что диспетчеру приходится находиться в напряжении 12 часов подряд (столько длится смена), то можно понять, как она нелегка и ответственна. К примеру, по каким-то причинам задерживается рейс или другой порт не принимает. «Тогда приходится нам координировать работу всех аэродромных служб, чтобы нормально принять незапланированный рейс», – говорит Язиков.
Главное на рабочем столе диспетчера не компьютер и не экран монитора, который посредством «электронного глаза» видеокамер «наблюдает» за обстановкой на поле, а… пульт громкоговорящей связи или ГГЦ. Именно сюда закоммутирована связь со всеми службами аэропорта: в том числе и медиками, милицией, линейкой (там, где находится спецтехника), СПАСОБ (служба поиска и аварийно-спасательного обеспечения полетов) и другими.
Как оказалось, существуют не только династии шахтеров, учителей, но и диспетчеров. Судите сами: супруга Язикова, Тамара Михайловна, тоже работает диспетчером в КДЦА. В Толмачево она пришла почти одновременно с супругом, 35 лет назад. Здесь же трудится средний сын – Михаил. Старший сын Язикова, Роман, – техник-бригадир авиакомпании «Сибирь». По стопам родителей идет и самый младший, который в этом году перешел на 4-й курс факультета летательных аппаратов НГТУ. «У нас в семье все Михайлычи» – шутит Вячеслав Михайлович. «И даже жена! А дети выбирали свою профессию сами, но, наверное, глядя на нас!»
Да, нелегкая эта работа – заводить на стоянку огромные воздушные лайнеры, обеспечивать непрерывную связь и координацию всех подразделений такого огромного предприятия, как ОАО «Толмачево». На формальном языке это звучит так: «Обеспечение суточного плана движения судов и регулярности полетов». Как подчеркнул начальник КДЦА Владимир Леонтьев, коллектив здесь подобрался дружный и спаянный. Ведь без этого нельзя. Праздник кто-то будет встречать дома, а кто-то на своем посту, на «вышке», как любовно называют диспетчеры башню, где расположен центр.
Я подошел к огромным окнам диспетчерской. Перед моим взором предстала непередаваемая картинка: полоса и ярко-зеленая «птица», с надписью «S7» на борту, которая чиркнула по бетону и плавно приземлилась. Контроль за самолетом в этот момент перешел от сотрудников «Запсибаэронавигации» (Управление воздушным движением) к диспетчерам КДЦА. «Диспетчер руления, мы на стоянке», – докладывает командир лайнера. И начинается будничная, но такая важная работа диспетчеров координационно-диспетчерского центра аэропорта.
Накануне праздника произошло еще одно знаменательное событие – в аэропорту Толмачево зарегистрирован миллионный пассажир 2006 года. Им стала школьница из города Новоалтайска Анастасия Некрасова, направлявшаяся вместе с родителями в Геленджик рейсом авиакомпании S7 Airlines. Ей вручены ценный подарок и сертификат на предполетное обслуживание в бизнес-зале.
На снимках: сменный руководитель КДЦА Сергей Никулин, диспетчеры Ольга Швецов и Вячеслав Язиков; мягкая посадка; борта в ожидании.
Полет проходит в небе, готовится на земле…
21.08.2006 00:00:00
Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны
там.
Подписаться на Дзен
Новости
-
Концессионера оштрафуют за срыв сроков ввода школ в Новосибирске
-
Термокружки к майским праздникам массово скупают в Новосибирске
-
Вахтовика с сигаретой поймали на борту самолета в Новосибирске
-
Фильм о промпредприятиях Новосибирска представили на выставке «Россия»
-
Наночастицы для онкобольных научились делать в Новосибирске
-
Андрей Травников: Субботник – это удовольствие и элемент воспитания
-
Фото гигантских протуберанцев опубликовал астрофотограф в Новосибирске
-
В Новосибирске на торговку завели дело за нападение на журналиста
-
Новосибирские подростки ограбили пенсионерку и сняли себя на видео
Новости районных СМИ
Новости районов
-
Новосибирские подростки ограбили пенсионерку и сняли себя на видео
-
Танкист Хасанов из Каргата уничтожил 15 врагов и получил «Золотую Звезду»
-
Выставка, посвященная героям СВО, открылась в музее Искитима
-
Трусы для смелых протестировали новосибирские бойцы на СВО
-
Новосибирец Кирилл Пужай возглавил ансамбль Воздушно-космических сил России
-
Почтальон назвала сына «Господином» через услугу «Регистрация ребенка»
-
Минздрав сообщил о состоянии пострадавших в ДТП с «ГАЗелью» под Новосибирском
-
Вагнеровца из Кыштовки взяли под стражу по обвинению в убийстве
-
Под Новосибирском сын убил отца и отомстил за мать
Новости партнеров
-
«Ростелеком» подписал соглашение о партнерстве с крупнейшим дата-центром Сибири
-
Алексей Чванов назначен заместителем председателя Сибирского банка Сбера
-
Диагноз за миллион: в медицинском шоу «Симптомы» на Wink.ru встретились команды сильнейших вузов страны
-
Нефтетранспортное предприятие Западной Сибири демонстрирует высокий уровень социальных инициатив
-
Нефтетранспортники обеспечивают высокое качество экоисследований