Новосибирск 11 °C

«Александра»

24.05.2007 00:00:00



Для своего шестнадцатого по счету игрового фильма Александр Сокуров впервые сам написал сценарий, чтобы осуществить давнюю мечту: сделать героиней Галину Вишневскую, легендарную оперную певицу. Ради осуществления этого проекта Сокуров и Вишневская отправились в Чечню. В «Александре» сплетаются нити нескольких циклов, над которыми на протяжении многих лет работал режиссер. Как в «трилогии власти» («Молох», «Телец», «Солнце»), Сокуров показывает здесь сильную, необычную личность в исторических декорациях, на сей раз подлинных. Как в фильмах «семейного цикла» («Мать и сын», «Отец и сын»), он сводит друг с другом двух людей — родных, близких и далеких, похожих и разных, существующих в поле единого притяжения, растянувшемся на сотни километров.

Александр СОКУРОВ:
— Для меня эта история не про актуальное, а про вечное, — говорит режиссер. — Не про нынешнюю Россию, ее политику на Кавказе, ее армию, а про вечную российскую жизнь. Война — это всегда страшное дело. В этом фильме о войне нет войны. Военные действия выведены за пределы картины. Я не люблю военный игровой кинематограф. Стоило мне один раз побывать и посмотреть на войну, сразу все эффектные атаки, красочные взрывы, в рапиде падающие тела навсегда оказались для меня связаны с понятиями «пошлость», «фальшь». В войне нет никакой поэзии, никакой красоты, и снимать ее поэтично нельзя: это невыразимый ужас, невыразимое унижение человека. И чтобы это понять, достаточно раз по-настоящему побывать в этих обстоятельствах. «Александра» было рабочим названием, но оба продюсера, русский и французский, просили оставить его таким. В имени Александра слышен общемировой корень. Это имя — простая, прямая дорога к персонажу.

Время, которое мы снимали, по отношению к сегодняшнему дню — уже прошлое. Мы пытались сформулировать те коллизии, которые были, есть и будут. Такое «настоящее продолженное время». Я — сын военного, жил в военных городках, для меня в жизни военных нет никакой экзотики. Человеку с обостренным социальным чутьем наш фильм может показаться очень современным, но в «Александре» нет актуальности. Там не звучит ни одного слова, которое не могло бы прозвучать сорок лет назад. Наш фильм — художественный вымысел, а не публицистическая акция. В нашем фильме мы ищем пути людей друг к другу — и находим их.

Галина ВИШНЕВСКАЯ:
— Сокуров просто сказал, что это очень нужно сейчас — сделать такой фильм про Чечню. Без войны в картинках, без бомбежек и стрельбы, чтобы попробовать понять и разобраться в самих себе. К тому же он настаивал, что видит именно во мне характер своей героини... В этом фильме нет ничего в лоб, нет никакого морализаторства. Просто срисована с натуры, списана картинка жизни — три дня в Грозном, бабушка навещает внука — 27-летнего капитана, который в Чечне в командировке. Разные ситуации, встречи, разговоры. Диалоги не длинные, постановочного нет практически ничего — все в реальных декорациях... Есть даже эпизод, в котором я забираюсь на бронетранспортер.

В картине нет истории героев. Подразумевается, что это пожилая женщина, возможно, учитель в прошлом, жена военного и внук — тоже военный. Просто русская женщина, и ее глазами — вся ситуация.

Самым трудным было слезть с брони. Причем не только в прямом смысле. Слезть с брони в мирную жизнь — именно это и есть самое трудное сегодня для всех в Чечне.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: