Новосибирск 10.3 °C

Бюджетное здоровье российского села

28.06.2007 00:00:00
Бюджетное здоровье российского села
Путешествуя по области, частенько проезжаешь мимо будто необитаемых ныне деревень, заброшенных сельхозпредприятий, и думается невольно: как далеки эти места от деловой атмосферы городов и крупных районных центров! Насущные и в большинстве своем только самые жизненно важные заботы маленьких муниципальных образований (МО) кажутся такими далекими от бурлящей политическими, экономическими и бог еще весть какими аспектами городской жизни.



Здесь люди зачастую стараются попросту выжить: зимой расчистить, летом отремонтировать дороги, наладить бесперебойное водоснабжение, поддержать в должном порядке учреждения социальной инфраструктуры. На этом фоне особенно значимыми видятся инициативы усовершенствования разных сторон жизни. Одна из таких ценных инициатив, принадлежащая совету ветеранов Легостаевского сельсовета Искитимского района, получилась весьма масштабной — со взглядом на перспективу не только одного муниципального образования и даже не одной лишь Новосибирской области, но и всей России.

Основные требования обращения совета ветеранов Легостаевского сельсовета к ветеранским организациям и депутатам сельских районных Советов и областного Совета — поддержать и принять на сессиях всех уровней для дальнейшего направления в Госдуму РФ решения, касающиеся жизнеобеспечения сел, а также рассмотреть следующие вопросы: увеличение сельским поселениям отчислений налоговых сборов (НДФЛ) до 60 процентов; возложение ответственности глав МО всех уровней за развитие крупного сельскохозяйственного производства и подкрепление этих обязательств финансами; все главные вопросы жизни страны решать на референдумах.

Ни районная, ни местная власть сама по себе — читай поодиночке — добиться таких важных изменений не сможет, уверен один из авторов обращения — председатель совета ветеранов Легостаевского сельсовета Михаил Бавыкин. Поэтому-то и решили ветераны своим обращением попытаться «подтолкнуть» решение жизненно важных вопросов. Особенно ценно, что это именно местная инициатива достаточно глобальных, серьезных и продуманных изменений российской законодательной базы, зародившаяся на самом низком муниципальном уровне — в сельском поселении.

«Сегодня должна начаться разработка плана социально-экономического развития нашего муниципального образования на долгий период, но без финансового подкрепления это будет просто отмашка. Поэтому родилась идея об обращении, которое призвано озвучить мнение народа. И осуществление наших требований возможно, только если соответствующие решения будут приняты на уровне Государственной думы РФ», — говорит Михаил Васильевич.

Обращение было отправлено представителям исполнительной и представительной власти, начиная с местного, районного, уровня, заканчивая областным. Времени прошло с момента отправки обращения достаточно много, но конкретных ответов на него пока не последовало. Однако работа по многим направлениям ведется — в первую очередь совершенствуется новая методика распределения дотаций на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, которая в 2006-м дала явный перекос. Изначально методика разработана с учетом удаленности МО от райцентров, количества и протяженности хозяйственных и межмуниципальных дорог, количества жилья в том или ином населенном пункте. Но получилось, что иные, совсем маленькие сельсоветы из-за своей удаленности получили гораздо большее количество средств, чем обычно, а другие недополучили положенного.

На одной из последних сессий Новосибирского областного Совета депутатов было решено пересмотреть бюджетные отчисления муниципалитетам. В 2007 году у тех МО, поступления которых в 2006 году были существенными, «отниматься» они не будут, а для населенных пунктов, в которые средств поступило недостаточно, — «подравняются». В последующие периоды такая схема действовать уже не будет, и муниципалитетам придется изыскивать серьезную базу собственных доходов, исходя из величины которых им будет насчитываться и дотация из областного бюджета.

Сегодня 10 процентов основного подоходного налога остается в сельских поселениях, 20 процентов уходит в районы, 40 — в область, остальное — в федеральный центр. К примеру, в Легостаево со всех предприятий собирается 1 миллион 470 тысяч рублей. Из них сельсовет получает свои 10 процентов — это лишь чуть больше 140 тысяч рублей. А при 50 процентах, как рассуждает глава Легостаевского сельсовета Николай Кашников, это были бы все 700 тысяч. Поэтому-то так и тревожит сегодняшняя величина налоговых отчислений, особенно маленькие муниципальные образования, и без того в полной мере не владеющие рычагами воздействия на своих основных налогоплательщиков. Очень уж сложно собирать налоги муниципалитетам с расположенных на их территориях предприятий. К примеру, градообразующее предприятие в Легостаево — льнозавод, — по словам Николая Кашникова, задолжало по подоходному налогу 600 тысяч рублей, 10 процентов из которых полагаются муниципальному образованию. После разбирательства на специальной комиссии «с шумом и гамом» половину долга получить удалось, но остальная его часть до сих пор остается непогашенной.

«Если бы мы знали, что налоговые доходы будут поступать в наш бюджет стабильно, не было бы и вопросов. Но, оказывается, с местными налогами, сбором которых должен заниматься муниципалитет, на деле своими силами нам не справиться. Если федеральные отчисления платятся четко — с этим уровнем шутки плохи, — то здесь, на местах, данный процесс во многом остается бесконтрольным», — говорит Николай Кашников.

Ненамного проще дело обстоит с еще одним существенным источником доходов муниципального бюджета — земельным налогом. Для начала земельные участки должны быть оформлены владельцами — тогда с зарегистрированных территорий могут взиматься налоговые отчисления. В сельсовете, где из 2300 проживающих работают со средней зарплатой в 2500 рублей только 338 человек, для большинства граждан одолеть оплату за оформление земли оказывается и непосильно, и неинтересно. Если раньше участки здесь из-за близости к местной горнолыжной базе охотно покупали и достаточно состоятельные, а значит, платежеспособные люди, то теперь таких (в конечном счете — инвесторов в бюджет поселения) становится все меньше. Все из-за отсутствия транспортной инфраструктуры: путешествие по 14 километрам дороги от Гусельниково до Легостаево — настоящее испытание не для слабонервных. Даже по сухой погоде ехать по ней неудобно и даже страшновато, а уж в дожди эту «магистраль», не облагороженную даже щебеночным покрытием, размывает так, что рейсовый автобус болтает по ней из стороны в сторону, как щепку. В таком виде дорога находится уже 20 лет. Стоимость строительства одного дорожного километра — 5 миллионов 900 тысяч рублей. В общей сложности в масштабах области, уверены легостаевцы, деньги получаются в общем-то не бог весть какие. А развитию территории в виде строительства полноценной дороги они ой как помогли бы! И не в последнюю очередь это касается основных сфер жизни сельского поселения, накрепко «привязанных» к дорожному благополучию.

«Нет дороги — никакое подсобное хозяйство развиваться не будет, — рассуждает председатель Совета депутатов Легостаевского сельсовета Галина Мишенина. — Молоко у нас сегодня, считай, «невывозное» (по таким-то дорогам!), и стоит оно 10 рублей литр. Кто при таких ценах будет держать хотя бы две коровы? С такими условиями и сена не накосишь, и продукцию на продажу не вывезешь. Да и специалисты для других отраслей к нам особо не стремятся — кто будет брать ссуды и строить жилье в Легостаево, когда сюда нет дороги?»

В результате, с какой стороны ни подойди, в сегодняшних условиях муниципалитет оказывается не способным собрать сумму, необходимую на обеспечение жизнедеятельности поселка и его развитие.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: