Новосибирск

Конкуренция — хороший стимул в работе

07.07.2007 00:00:00
Конкуренция — хороший стимул в работе
Очередной Международный день кооперации новосибирские кооператоры отмечают накануне своего семидесятилетия. История знала много объединений политических, неполитических. Но не каждому было дано преодолеть такой временной рубеж. Однако славная дата еще впереди. А сегодня мы обсуждаем текущие дела кооператоров с председателем облпотребсоюза Станиславом ЛИПСКИМ.



— По случаю профессиональных праздников принято говорить о достижениях. Они у новосибирских кооператоров, конечно, есть. Не хочу загромождать цифрами наш разговор, отмечу главное: планы, которые мы ставили перед собой, пожелания, которые нам высказывали на отчетных собраниях пайщики, губернатор, главы районных администраций, выполняются. Налицо стабильный рост во всех отраслях. Система занимает достойное место в структуре агропромышленного комплекса, достойно участвует в реализации национального проекта. Уверен, что жители наших районов и сел не представляют своей жизни без услуг кооператоров.

— Какие задачи решает система сейчас?

— Одна из целей — высокорентабельная деятельность всех кооперативных предприятий. Над этим облпотребсоюз работает постоянно. Правовое поле у нас везде одинаковое. Но, к великому сожалению, не все кооперативные организации работают так, как в Татарске, Чистоозерном, Искитиме, Новосибирске, Кочках. Иные объединения не в полную силу использует свои возможности. Другая проблема заключается в том, что сегодня важны уже не столько объемы, сколько конечный результат деятельности, в частности уровень оплаты труда в самой системе. Кооператоры — великие труженики. Они создают условия для нормальной жизни на селе. Но пока их доходы в десяти районах области ниже минимального уровня оплаты труда. И, не повышая их заработки (а в системе около десяти тысяч человек), мы не создадим стабильности, не добьемся укрепления кооперативных предприятий, что в конечном итоге, несомненно, отразится на качестве жизни селян, увы, не лучшим образом.

— А средства для достижения этих целей?

— Если говорить о главной отрасли — торговле, то надо четко понимать: мы не добьемся желаемых объемов, не изменив структуру товарооборота. Где преобладает продажа продовольственных товаров, прежнего роста ждать не приходится. Необходимо увеличивать объемы реализации непродовольственных товаров. И есть примеры хорошо организованной торговли ими. Скажем, в Карасуке прекрасно налажена продажа лесостроительных материалов. С открытием склада-магазина в райцентре реализация их выросла вдвое. В Татарском районе увеличивается удельный вес непродовольственных товаров. Неплохой опыт в Венгеровском ПТПО. Здесь в райцентре открыли магазины строительных материалов «Радуга» и «Детские товары». Специализацию следует внедрять в каждом районном центре. Кроме того, мы вновь хотим сделать так, чтобы наше присутствие и на центральных усадьбах, как в старые добрые времена, не ограничивалось одним магазином.

— Да. Прошлый опыт бывает, оказывается, весьма полезным. Те же магазины самообслуживания сейчас снова в моде.

— И их мы активно возрождаем. В прошлом году перевели на самообслуживание 21 магазин. Эффект оказался значительным — товарооборот увеличился в разы. Например, в Тогучине он вырос в 2,8 раза, в Чулыме — в 3,9. Эту работу продолжаем. Совет и правление облпотребсоюза считают, что самообслуживание надо внедрять во всей системе потребительской кооперации. Нынче мы намерены перевести на самообслуживание еще 30 магазинов. Открывать их будем в районных центрах да и в крупных селах. Ещё одно актуальное направление в торговле — организация при крупных магазинах собственного производства. Первый такой супермаркет уже запущен в Сузуне. Он включает в себя продмаг, предприятие общепита, цех по выпечке горячего хлеба и сдобной булочки, закусочную. Услуги супермаркета весьма конкурентоспособны. Товарооборот увеличился здесь сразу в восемь-десять раз.

— Говорят, после того, как он заработал, в Сузуне закрылся «Квартал»?

— Я не стал бы вот так сопоставлять, как не стал бы преувеличивать опасность для нас сетевых структур. Несомненно, нам надо агрессивнее участвовать в конкуренции. Надо видеть свои недостатки, перенимать лучшее. Но… Если б у нас, как раньше, были проблемы по формированию ассортимента, если б сетевики получали какие-то централизованные фонды — тогда, конечно, стоило волноваться. Однако мы в принципе та же сетевая структура — у нас есть универсальная база облпотребсоюза, своя промышленность. Разница в том, что мы осознаем свою социальную миссию и обслуживаем жителей самых отдаленных деревень. Для сетевиков такой бизнес не интересен. Что же касается организации торговли… Здесь все зависит от самих людей. В их силах сделать услуги своего магазина востребованными и по уровню цен, и по культуре обслуживания. Что мешает нашим продавцам быть вежливыми, приветливыми, хорошо выглядеть? Что мешает поднять коммерческую деятельность на должный уровень? Мы сейчас начинаем работать над внедрением кооперативного стандарта. Что это значит? Как раз то, о чем я сейчас говорил. Думаю, нам не надо бояться «Пятерочек», «Кварталов». Конкуренция — хороший стимул. И она идет только на пользу делу.

— В собственном производстве такая же политика?

— Если говорить об общественном питании, то нам тоже надо задуматься о качестве этой услуги. Есть очень хорошие примеры. В Чистоозерном, Маслянинском, Тогучинском, Коченевском, других районах отрасль хорошо организована. Однако у большинства основные фонды устарели. Интерьеры, оборудование надо обновлять. В промышленности то же самое. Мы в этом году сделали очень большую работу — проинвентаризировали все основные фонды промышленных предприятий и пришли к выводу: на таких фондах конкурентоспособную продукцию не получишь. Прежде всего это касается производства безалкогольных напитков, пива. За счет Краснозерского пивзавода мы, правда, компенсируем объемы в целом. Однако и его надо поддерживать — участвовать в реализации продукции, которая там вырабатывается. Тогда появится возможность наращивать объемы, укреплять основные фонды отрасли. Кроме того, это будет работать на имидж кооперации, ведь мы гордимся продукцией нашего пивзавода. Необходимо возвращаться к производству хлеба и хлебобулочных изделий. И у нас есть традиционно российские сорта хлеба, которые очень востребованы. Надо только поставлять на прилавки качественные изделия, а покупатели разберутся, что брать. Необходимо понять: на одной торговле мы не выживем. Надо заниматься и общественным питанием, и собственной промышленностью, и заготовками сельскохозяйственной продукции.

— Заготовки, наверное, одна из самых трудных позиций?

— Здесь есть свои проблемы. Свинина с большим слоем сала, которую получают на подворьях, равно как и «убой на соломе», нетехнологичны и не нужны переработчикам. Поэтому необходимо развивать в районах сеть хладобоен и выстраивать с крестьянином новые отношения. У кооператоров в этом плане колоссальные возможности. Для реализации сельхозпродукции в семнадцати районах мы имеем рынки и два универсальных — в Новосибирске. Мы тратим немалые средства на их содержание, на улучшение условий труда. Но этот потенциал надо активнее задействовать. Необходимо искать механизмы взаимодействия с крестьянином. И есть хорошие примеры — в Искитимском, Татарском, Убинском, Доволенском, Карасукском районах. Однако мы теперь не монополисты на этом рынке. Сейчас работа с подворьем должна быть адресной. Мы должны перейти на договоры контрактации, чтобы крестьянин знал: в такое-то время, по такой-то цене кооператоры у него обязательно купят продукцию. Хотя почему говорим только о молоке и мясе? В свое время мы имели 28 видов заготовок. Нынче планируем закупить около ста тонн папоротника. А, кроме того, в наших районах есть клюква и другие ягоды, орехи, грибы. Этим тоже надо заниматься. Хватит рассчитывать на какие-то благотворительные акции государства. Надо самим подумать, как наработать фонды потребления.

— Самое время поговорить о роли пайщика. Кто, как не он, заинтересован в эффективной работе кооперации!

— Это тоже проблема. Почему пайщик иногда не проявляет интереса к тому, что происходит в системе? С одной стороны, многие порой плохо знают свои уставные права и обязанности. Теперь никто никого не гонит в кооперативную организацию ради дефицита. Такой кооперации уже нет. Идеология системы сейчас основана на том, что пайщик — хозяин кооперативной собственности. Но тогда возникает вопрос: а что ему это дает? И если на свой взнос пайщик получает по году дивиденды в размере 200 процентов (как в Новосибирском, Искитимском, Татарском ПТПО), то такой вопрос сам собой отпадает. Однако есть и другая сторона: вы же на работу ходите! Сегодня вопросы трудоустройства в селе — далеко не простые вопросы. И тут я опять возвращаюсь к тому, что у кооператоров должна быть достойная оплата труда. Тогда роль пайщика, как заглавной фигуры в кооперации, будет совершенно другая. На мой взгляд, идеология кооперативного обустройства в ХХI веке должна основываться на совершенно другом понятии пайщика. И в этом плане у нас есть серьезная нестыковка с законом. Говорим, что пайщик — хозяин кооперативной собственности, а она принадлежит юридическому лицу. Считаю, что Центросоюзу, депутатам всех уровней следует серьезно заняться корректировкой «Закона о потребительской кооперации».

— Новосибирский облпотребсоюз имеет в своем составе такие рыночные инструменты, как банк, вексельный центр и страховая компания. Что это дает?

— Инфраструктура у нас действительно очень хорошая. Трагедия в том, что мы как кость в горле у крупных банков и страховых компаний. Видите, что происходит на кредитном рынке? Мелкие банки разоряются, брэнды скупаются. Мы пока держимся, и кредитная ставка «Коопбанка» не превышает ставку Центробанка. Со страховой компанией то же самое. Мы обеспечиваем страховую защиту исключительно своих фондов. Никуда больше не лезем. Но почему-то нас буквально душат нормативной базой. Вот сейчас надо иметь не менее тридцати миллионов евро уставного капитала... Выжить сложно. Тем не менее будем и дальше укреплять эти учреждения. Скажу единственное: эти структуры для нас необременительны, но если б у нас не было своего банка, страховой компании и вексельного центра, изломы перестройки мы прошли бы с такими потерями, что вряд ли б восстановились.

— Я как-то слабо представляю участие кооперации в национальном проекте.

— Не знаю, почему, но национальный проект формировался так, что наша система в него не вошла. Думаю, что это недоработка Центросоюза России. Мне представляется, ему это было не очень интересно. Хотя… То, что мы сегодня делаем в селе, напрямую связано с проектом. Кооператоры повышают качество жизни селян. А ведь именно сельский житель — заглавная фигура национального проекта. Можно, наверное, упрекнуть нас за то, что мы не в полном объеме осваиваем сельскохозяйственную продукцию. Но повторюсь: кооператоры уже не монополисты. Никто ведь не выгонит того же заготовителя-частника с этого поля деятельности. И национальный проект — это не только мясо и молоко. У нас производится огромное количество картофеля. Почему мы не можем помочь людям организованно его реализовать? Почему этому не способствуют торги на закуп сельскохозяйственной продукции? Иногда диву даешься тому, как они организованы и что получается после их проведения. Я бы не возражал, чтобы кооперация участвовала в таких торгах. У нас есть для этого достаточный ресурс. Ведь если говорить о заготовках картофеля, то вся проблема сейчас в сбыте. Почему бы не дать нам возможность обеспечивать им колонии, воинские части? Наверное, можно и административный ресурс применить, чтобы собрать и реализовать эту картошечку. А остальные проблемы я бы не стал никому адресовать. Решать их надо самим.

— Но что мы все о проблемах? Сегодня ведь праздник.

— И накануне его мы поощрили 475 человек. В нашей системе много замечательных людей. Я благодарю всех кооператоров за труд и желаю всем хорошего здоровья, успехов. Микроклимат, созданный для нашей работы областной администрацией, муниципальными, территориальными образованиями, вселяет уверенность, что кооперация будет жить и развиваться. Возможности для этого есть, их надо укреплять.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Родня по переписке