Новосибирск 6.5 °C

Ученье — радость неученье — грусть

04.09.2007 00:00:00
Ученье — радость неученье — грусть
Не припомню, когда мы в последний раз с такой радостью мчались в школу. Первое сентября всегда вызывает смешанные чувства: предчувствие чего-то нового, неизведанного, восторг от встречи со старыми друзьями, которых не видел все лето, и щемящую печаль — ведь каникулы, как утреннее туманное облачко, растаяли в теперь уже далеком вчера, а с ними беззаботность, кутерьма развлечений, больших и маленький событий, и вот уже захлебывается звоном голосистый колокольчик, словно крича: «Пора! Пора! На урок!»



В эту минуту мамы и папы спохватываются: «Ах, да, это не нам, это уже для наших детей звучит первый звонок!» И, ласково потрепав вихрастые затылки своих чад, выпускают их, таких больших, умных, смелых, в новое плавание за знаниями.

Гимназисты пятого, ой, уже шестого «Д» одиннадцатой гимназии Новосибирска, что носит имя «Гармония», через три минуты рассядутся за парты и отправятся в космическое путешествие. Через туманности и метеоритные потоки, заглядывая в черные дыры и любуясь издалека видом чудесной планеты, на которой остались родители и педагоги, переживающие за них и искренне желающие, чтобы обучение приносило не только крепкие знания, но и радость творчества, муку борьбы с самим собой и счастье открытий.

Кто знает, что поможет нашим детям стать успешными более: заученные формулы и правила или умение бороться с собственными ленью и косностью, и впитывать, впитывать, впитывать новое. Все хорошо в гармонии, да только часто ли нам, взрослым, удается так выстроить свою жизнь, чтобы в ней материальное не превалировало над духовным, и чтобы измученные долгим трудовым днем ноги несли тебя не к дивану с телевизором, а к книжному шкафу или в театр?!

Пожалуй, главная задача, которую решает сегодняшняя школа, обласканная вниманием властей, подпитанная нацпроектом, — как сделать так, чтобы ребенок развивался гармонично? Чтобы он усваивал огромный объем знаний, не приобретая сколиоза от долгого сидения за партой, а, напротив, физически развивался, оставаясь чутким, внимательным, способным к сопереживанию, «незацикленным» на личностном успехе, а значит, способным играть в команде и ставить интересы сообщества (класса, страны, человечества) выше собственных. Это весьма проблематично. Наши дети не питают иллюзий. Они знают, что в сегодняшнем жестком мире лучше приспосабливаются и добиваются успеха сильные одиночки, лишенные этого «морального груза», и некие сообщества, живущие по особым правилам, весьма далеким от общечеловеческих ценностей.

Сегодня между родителями и школой словно идет молчаливый диалог. Никто не произносит фраз, но все и так всем понятно без слов. «Мы надеемся, что школа, как и в нашем детстве, будет не только обучать, но и воспитывать…» — «Ах, что вы, разве не знаете, как сложны программы, как велика нагрузка, мы из кожи вон лезем, чтобы дать ребятам весь материал и добиться, чтобы он был усвоен». — «Но как же так?! Мы очень много работаем, одеть, обуть, накормить, думаете, просто, и позаботиться об оплате будущего обучения в вузе тоже надо… Словом, нам некогда заниматься воспитанием. Вы уж постарайтесь…» — «Нет, ну мы, конечно, насколько это возможно… Но без вашего участия все равно не обойтись!» — «Да-да, безусловно, вот только разгребем дела немножко...»

Если мы, родители, будем откровенны сами с собой, то признаем, что в глубине души ждем от школы гораздо большего, нежели просто знаний. При многих лицеях, гимназиях и обычных школах сегодня действуют филиалы Домов детского творчества, изостудии и музыкальные классы, а также собственные парламенты, КВН, спортивные секции и много чего еще, где ребенок может раскрыться. Порой он проводит в этой школьной среде гораздо больше времени, нежели в общении с родными. Это не хорошо и не плохо, это реальность сегодняшнего дня.

А знаете... Дело даже не в количестве времени. А в той атмосфере, что царит в школе, в том, насколько открытые, уважительные, доверительные отношения существуют между педагогами и учениками. В том, чувствует ребенок себя «членом семьи» в этом втором доме или нет. Нам — повезло.

Так почему же мы с радостью мчались в школу 1 сентября? По двум причинам. Во-первых, нам повезло с альма-матер. А во-вторых, потому что учебный год для нас начался необычайно и уже... две недели назад. Каждый год во второй половине августа гимназия № 11 проводит на базе загородного лагеря летнюю смену. Они бывают тематическими и собирают ребят, одаренных в какой-то творческой или иной сфере.

Нынче «тусовались» главные заводилы из всех классов, а смена так и называлась — «Лидер». С утра до позднего вечера работали творческие мастерские, позволявшие улучшить знания по английскому, приобщиться к прекрасному, попробовать себя в декоративно-прикладном творчестве, блеснуть эрудицией и остроумием в интеллектуальных играх, побеждая в соревнованиях, доказать, что когда ум есть — и сила не помешает, а еще сделать массу открытий. Например, узнать, что строгий педагог по немецкому Виктор Леонидович Павлов замечательно поет и играет на гитаре, а заместитель директора с детства увлекается баскетболом.

Через десять дней, покидая лагерь, плакали все: руководитель смены «Лидер» Ольга Геннадьевна Косиненко и вожатые, примерные девочки и отчаянные сорванцы. Два дня после этого мой сын бродил по дому с постным лицом, утверждая, что ни велосипед, ни компьютер, ни столь любимый футбол с пацанами во дворе не дадут тех эмоций, которые дарил «Лидер». А потом... стал собираться в школу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: