Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Ученье — радость неученье — грусть

2007-09-04
Елена Костина
Ученье — радость неученье — грусть
Не припомню, когда мы в последний раз с такой радостью мчались в школу. Первое сентября всегда вызывает смешанные чувства: предчувствие чего-то нового, неизведанного, восторг от встречи со старыми друзьями, которых не видел все лето, и щемящую печаль — ведь каникулы, как утреннее туманное облачко, растаяли в теперь уже далеком вчера, а с ними беззаботность, кутерьма развлечений, больших и маленький событий, и вот уже захлебывается звоном голосистый колокольчик, словно крича: «Пора! Пора! На урок!»



В эту минуту мамы и папы спохватываются: «Ах, да, это не нам, это уже для наших детей звучит первый звонок!» И, ласково потрепав вихрастые затылки своих чад, выпускают их, таких больших, умных, смелых, в новое плавание за знаниями.

Гимназисты пятого, ой, уже шестого «Д» одиннадцатой гимназии Новосибирска, что носит имя «Гармония», через три минуты рассядутся за парты и отправятся в космическое путешествие. Через туманности и метеоритные потоки, заглядывая в черные дыры и любуясь издалека видом чудесной планеты, на которой остались родители и педагоги, переживающие за них и искренне желающие, чтобы обучение приносило не только крепкие знания, но и радость творчества, муку борьбы с самим собой и счастье открытий.

Кто знает, что поможет нашим детям стать успешными более: заученные формулы и правила или умение бороться с собственными ленью и косностью, и впитывать, впитывать, впитывать новое. Все хорошо в гармонии, да только часто ли нам, взрослым, удается так выстроить свою жизнь, чтобы в ней материальное не превалировало над духовным, и чтобы измученные долгим трудовым днем ноги несли тебя не к дивану с телевизором, а к книжному шкафу или в театр?!

Пожалуй, главная задача, которую решает сегодняшняя школа, обласканная вниманием властей, подпитанная нацпроектом, — как сделать так, чтобы ребенок развивался гармонично? Чтобы он усваивал огромный объем знаний, не приобретая сколиоза от долгого сидения за партой, а, напротив, физически развивался, оставаясь чутким, внимательным, способным к сопереживанию, «незацикленным» на личностном успехе, а значит, способным играть в команде и ставить интересы сообщества (класса, страны, человечества) выше собственных. Это весьма проблематично. Наши дети не питают иллюзий. Они знают, что в сегодняшнем жестком мире лучше приспосабливаются и добиваются успеха сильные одиночки, лишенные этого «морального груза», и некие сообщества, живущие по особым правилам, весьма далеким от общечеловеческих ценностей.

Сегодня между родителями и школой словно идет молчаливый диалог. Никто не произносит фраз, но все и так всем понятно без слов. «Мы надеемся, что школа, как и в нашем детстве, будет не только обучать, но и воспитывать…» — «Ах, что вы, разве не знаете, как сложны программы, как велика нагрузка, мы из кожи вон лезем, чтобы дать ребятам весь материал и добиться, чтобы он был усвоен». — «Но как же так?! Мы очень много работаем, одеть, обуть, накормить, думаете, просто, и позаботиться об оплате будущего обучения в вузе тоже надо… Словом, нам некогда заниматься воспитанием. Вы уж постарайтесь…» — «Нет, ну мы, конечно, насколько это возможно… Но без вашего участия все равно не обойтись!» — «Да-да, безусловно, вот только разгребем дела немножко...»

Если мы, родители, будем откровенны сами с собой, то признаем, что в глубине души ждем от школы гораздо большего, нежели просто знаний. При многих лицеях, гимназиях и обычных школах сегодня действуют филиалы Домов детского творчества, изостудии и музыкальные классы, а также собственные парламенты, КВН, спортивные секции и много чего еще, где ребенок может раскрыться. Порой он проводит в этой школьной среде гораздо больше времени, нежели в общении с родными. Это не хорошо и не плохо, это реальность сегодняшнего дня.

А знаете... Дело даже не в количестве времени. А в той атмосфере, что царит в школе, в том, насколько открытые, уважительные, доверительные отношения существуют между педагогами и учениками. В том, чувствует ребенок себя «членом семьи» в этом втором доме или нет. Нам — повезло.

Так почему же мы с радостью мчались в школу 1 сентября? По двум причинам. Во-первых, нам повезло с альма-матер. А во-вторых, потому что учебный год для нас начался необычайно и уже... две недели назад. Каждый год во второй половине августа гимназия № 11 проводит на базе загородного лагеря летнюю смену. Они бывают тематическими и собирают ребят, одаренных в какой-то творческой или иной сфере.

Нынче «тусовались» главные заводилы из всех классов, а смена так и называлась — «Лидер». С утра до позднего вечера работали творческие мастерские, позволявшие улучшить знания по английскому, приобщиться к прекрасному, попробовать себя в декоративно-прикладном творчестве, блеснуть эрудицией и остроумием в интеллектуальных играх, побеждая в соревнованиях, доказать, что когда ум есть — и сила не помешает, а еще сделать массу открытий. Например, узнать, что строгий педагог по немецкому Виктор Леонидович Павлов замечательно поет и играет на гитаре, а заместитель директора с детства увлекается баскетболом.

Через десять дней, покидая лагерь, плакали все: руководитель смены «Лидер» Ольга Геннадьевна Косиненко и вожатые, примерные девочки и отчаянные сорванцы. Два дня после этого мой сын бродил по дому с постным лицом, утверждая, что ни велосипед, ни компьютер, ни столь любимый футбол с пацанами во дворе не дадут тех эмоций, которые дарил «Лидер». А потом... стал собираться в школу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Британский вариант коронавируса, из-за которого введены жесткие ограничения в Европе, обнаружен на территории России. Многие СМИ активно демонизируют его и нагоняют страхи. Причин для паники нет, считает новосибирский вирусолог Сергей Нетесов: новый вариант не дает каких-то особых осложнений, и зачастую вызываемая им болезнь переносится легче, чем та, которая вызывается предыдущими штаммами нынешнего коронавируса. Имеющиеся вакцины смогут от него защитить, но спешить с прививкой некоторым не стоит: это касается тех, кто уже достоверно перенес COVID-19 и имеет к нему подтвержденные лабораторно антитела.
В чтение газет 125-летней давности вместе с дизайнерами, краеведами и школьниками окунулись сотрудники одной из новосибирских библиотек. Самые интересные новости попадут на интерактивную карту о жизни Ново-Николаевска с момента его основания. Более века назад людей интересовала плохая уборка улиц, дороговизна продуктов и другие не менее горячие новости.

Заниматься сырами семья Бурдинских стала пять лет назад. Сейчас у нее есть сыроварня в Октябрьском, которая за сутки перерабатывает больше тонны молока.

Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год