Новосибирск 5.8 °C

Детская школа искусств № 23: хроника 20-летия

18.09.2007 00:00:00
Детская школа искусств № 23: хроника 20-летия
Конец восьмидесятых… Смутное время перестройки: «дней прервалась связующая нить»… Рушились, казалось бы, незыблемые устои. Разрушали, но не строили — уцелеть бы. Прокормиться бы, не до высоких материй. И вот именно в это трудное время в Новосибирске была открыта новая школа искусств № 23. Она возникла на базе общеобразовательной школы № 99.



Самыми первыми были хоровое и общеэстетическое отделения, затем появились фортепианное и хореографическое. Вскоре директором школы была назначена Елена Давидовна Иохимович, которая и руководит коллективом по сей день…

Общеэстетическое отделение: «Курочка Ряба» и другие
Елене Давидовне предстояло решить совсем нелегкую задачу: постараться «соединить обрывки» той самой нити, которая, связывая дни прошлые и дни сегодняшние, увы, оборвалась.

— Мы заключили с директором школы № 99 договор о сотрудничестве, где обозначили взаимные интересы, и главный из них — организацию такого коллективного творчества, в которое бы были вовлечены все ребята без исключения, — вспоминает Елена Давидовна. — И на общеэстетическом отделении учащиеся начали заниматься по трем направлениям — беседы о музыке, ритмика и хоровое пение...

Директор не ошиблась: через несколько лет ребята сплотились, у них появились общие интересы. Совсем по-другому стали относиться они к творчеству своих товарищей, возникли собственные новые формы работы.

Вот только один случай. Десять лет назад педагог начальных классов Людмила Петровна Хромовских поставила в первом классе спектакль «Курочка Ряба». И вот, спустя годы, она возобновила постановку, причем в ней участвовали ее бывшие ученики — выпускники 11-го класса, ребята из средних классов и малыши.

— Я наблюдала из-за кулис за ребятами и радовалась: с каким вниманием относились старшеклассники к малышам, как за них переживали, помогали. Подумалось: вот она, связь поколений — то, чего мы и добивались, — рассказывает Елена Давидовна.

— А выпускные вечера третьеклассников, закончивших общеэстетическое отделение, — говорит директор, — вообще похожи на большой яркий праздник, где дети декламируют, играют на инструментах, показывают спектакли. Это заметно: их образ жизни и мышление, отношение к миру очень сильно отличаются от их сверстников из обычных школ. Даже те дети, которые, например, не участвуют в концерте или спектакле, задействованы как рабочие сцены, тем более что сценой у нас служит большое фойе 99-й школы.

В концертах же здесь участвует порой до двухсот человек, поэтому юные рабочие сцены должны действовать быстро, слаженно, и у них этот процесс доведен до автоматизма. И тут, как считает директор, есть важный педагогический момент — ребята учатся собранности, ответственности, сопереживанию, готовности к сотрудничеству.

Хореографическое отделение: «Фанаты» и «Улыбка»
Оно открылось в 1991 году, а в 1995 году его возглавила Нина Михайловна Алехина, которая прямо-таки потребовала от директора найти преподавателей классического танца. Легко сказать, а сделать... Найти преподавателей нужного уровня — грамотных, умеющих работать с детьми, — было практически невозможно. Помог счастливый случай. Кто-то посоветовал обратиться к звездной паре — народным артистам РФ Любови Гершуновой и Анатолию Бердышеву. И они согласились! С их приходом уровень преподавания, подход к работе изменились кардинально. Они учили ребят не только хореографии, но и сценической культуре. И если до их прихода отделение специализировалось в основном на народных танцах, то уже через два года Любовь Васильевна и Анатолий Васильевич выпустили потрясающие классические номера на музыку Щедрина, Россини, Сен-Санса.

Они сразу же смогли выделить тех ребят, которые потом блестяще исполняли сольные партии. Так родился дуэт Лика Степанова — Ваня Катаев, который побывал и на международных, и на всероссийских конкурсах и неизменно возвращался с победами. Лика в 2003 году стала стипендиатом федеральной целевой программы «Одаренные дети» президентской программы «Дети России».

Именно с подачи Гершуновой и Бердышева этот хореографический коллектив самый первый среди всех школ искусств «встал на пуанты».

Интересная деталь: Лика танцевала Лебедя Сен-Санса в пачке Любови Васильевны, а на голове в качестве украшения у нее были перья, подаренные Гершуновой великой Плисецкой. В школе понимают: это тоже связь времен и поколений...

…К несчастью, недавно Любовь Васильевна Гершунова ушла из жизни. «Огромная, невосполнимая утрата,— говорит Елена Давидовна, едва сдерживая слезы, — и мы вдвойне благодарны Анатолию Васильевичу, который не просто нашел в себе силы продолжить занятия на прежнем уровне, но привел к нам сына, Анатолия Бердышева-младшего, в качестве второго преподавателя. И они, сын и отец, уже успели блестяще (впрочем, как и все, что делают Бердышевы) подготовить ребят к региональному конкурсу «Галатея-2007». Его лауреатом стал ансамбль «Фанаты», представляющий на хореографическом отделении классическое направление. Название, конечно, говорящее — чтобы танцевать на пуантах, да чтобы вообще танцевать классику, надо пройти через усталость и боль, через слезы и отчаяние, через труд до седьмого пота — все по-настоящему, по-взрослому, как в большом искусстве…»

В образцовом хореографическом ансамбле народного танца «Улыбка» (руководитель Нина Михайловна Алехина, преподаватель Екатерина Александровна Левчугова) ребята тоже учатся упорству, настойчивости и... моментальной реакции. Судите сами: едут на концерт. В программе — пять костюмных танцев. Успеть сплясать, забежать за кулисы, мгновенно переодеться — и снова на сцену. И так несколько раз. Ни о каком отдыхе, естественно, речь не идет.

Выступали как-то ребята на сцене «Красного факела». Неожиданно прервалась фонограмма. Ни один ребенок даже не вздрогнул: дотанцевали эпизод, как будто музыка и не прерывалась.

— Удивительно, как эти современные ребята в рваных джинсах и цепях и с другими модными нынче атрибутами, придя в школу, снимают с себя все это, как шелуху, надевают туфельки на каблучках, костюмчики и танцуют с упоением. Для них русский танец не «фу», а гордость за русскую культуру. Этому они научились в школе, — говорит директор.

На нынешнем международном конкурсе «Виртуозы русского танца» воспитанники ДШИ № 23 заняли первые места практически по всем номинациям. Побывали в мае на конкурсе в Болгарии и, помимо незабываемых впечатлений, привезли диплом конкурса «Евроарт-2007».

Еще одно из достижений этого ансамбля: Настя Кузнецова в номинации «Народный танец» получила общероссийскую премию конкурса «Молодые дарования России».

Хореографический ансамбль «Улыбка» первым среди школ искусств города получил в 1993 году звание «образцовый» и в этом году уже пятый раз подтвердил это звание.

Народное отделение: инструмент может все
Эту мысль сумел донести до ребят бессменный, с 1991 года, руководитель народного отделения Юрий Николаевич Бухряков. Через полгода после его прихода зазвучал ансамбль — пусть маленький, и главную партию в нем пока играл преподаватель, но именно его создание стало точкой отсчета побед и достижений коллектива. В 1995 году тот маленький ансамблик преобразовался в настоящий оркестр русских народных инструментов. С тех пор он постоянный участник всех конкурсов и фестивалей, защитил звание «образцовый». Сменилось несколько поколений детей, но уровень коллектива остается неизменно высоким.

В этом году приглашенный на концерт в клуб фронтовых встреч «Сибирячка» оркестр выступал наравне с профессиональными коллективами. Более того, с юными музыкантами выступал солист новосибирской оперы Александр Лебедев, который исполнил песни из репертуара Высоцкого в оркестровке Юрия Бухрякова.

— Долго спорили: можно ли бардовскую песню исполнять с оркестром народных инструментов,— вспоминает Елена Давидовна, — исполнение получилось таким мощным, что трудно было сдержать волнение. Я смотрела на оркестр и видела: все ребята подпевали Лебедеву! Такие моменты дорогого стоят!

Но главное, чему научил преподаватель своих учеников, — любой музыкальный инструмент может все. Ребята играют на народных инструментах музыку «Битлз», джаз, классику, современную и, конечно, народную музыку. И теперь никто из них не скажет, что народный инструмент — это скучно.

В школе работает интересный творческий и семейный союз Бухряковых — Юрий Николаевич и его супруга, Ольга Валентиновна. Она — заведующая фортепианным отделением, ее ученики принимают активное участие в жизни оркестра как солисты. Нередко и ребята с фортепианного отделения занимаются у Юрия Николаевича на втором, дополнительном инструменте. Когда же в оркестре надо кого-то заменить, то Ольга Валентиновна — мастер на все руки: и за синтезатор встанет, и на трещотке сыграет...

Фортепианное отделение: так зажигаются звезды…
Фортепианное отделение — отделение солистов, оно не может быть массовым, но тем не менее и на этом отделении «вспыхивают» звездочки. Так, в течение десяти лет выступали вместе Алена Деткова и Галина Малышева. Когда их привели родители, одной было пять лет, другой — шесть. Первое время они стояли у фортепиано, сидеть за ним не могли: ноги до пола не доставали.

Педагог Тамара Наумовна Кременецкая, поставив их в ансамбль, не просчиталась — он получился потрясающий. Для Алены и Гали была составлена индивидуальная программа (что, кстати, не редкость для этого отделения).

И все-таки они не стали профессиональными музыкантами. Одна учится в архитектурном, другая — в университете, но дуэт уже неразделим: девушки выступают вместе на студенческих конкурсах, фестивалях, концертах. Музыка вошла в их жизнь навсегда.

Есть в школе, конечно, и ребята, которые продолжили профессиональное образование у Ольги Валентиновны Бухряковой. Многие ее воспитанники закончили музыкальное училище, консерваторию и сами пришли работать в школы и творческие коллективы.

Художественное, театральное, хоровое, эстетическое отделения: маленькие, но любимые
Художественное отделение открылось в 1991 году, но долго не имело своего помещения. Занимались то в фойе, то в хореографическом зале, однако не просто выжило, но и успешно работает. В настоящее время специализируется на тематике «Архитектурное проектирование», активно сотрудничая с центром довузовской подготовки Новосибирской архитектурной академии. Со дня основания им руководит Ирина Анатольевна Никулькова.

Театральное отделение, открытое в 2002 году, также долго бедствовало, не имея своего помещения, а главное — бюджетных часов. Но с получением в 2004 году новых помещений театр обрел свой угол, а желание работать у детей было столь сильным, что сегодня коллектив — один из самых стабильных в городе: в этом году он выступал на районных и областных площадках. А руководит этим коллективом актриса театра «Левый берег» Екатерина Викторовна Немытышева.

Хоровое отделение с приходом молодого, талантливого педагога Елены Евгеньевны Показаньевой, можно сказать, переживает «второе рождение»: ребята участвовали и в городских, и в областных конкурсах, ездили на отборочный тур IV всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Роза ветров» и стали дипломантами.

Отделению раннего эстетического развития всего два года. Это своего рода подготовка малышей с трех лет к самостоятельной жизни, без папы-мамы — через танцы, пение, поделки. Чем раньше родители приведут ребенка сюда, тем быстрее и лучше он адаптируется к окружающей среде, тем меньше у него будет затем проблем в школе.

— Вот обычная для этого отделения картина: захожу в кабинет, вижу: стоит на столе кошелка, заглядываю — там спит младенец, а мама на концерте выступление старшего ребенка смотрит... Затем мама кошелку с малышом в руку, видеокамеру в другую, старший за юбку схватился, и пошли, — рассказывает Елена Давидовна. — И мне кажется, включая родителей в такую вот жизнь, мы и их готовим к школе, исподволь внушаем мысль: ребенком необходимо заниматься, он требует много внимания. Не только школа должна заниматься их чадом, в первую очередь — родители.

Вместо послесловия
Елена Давидовна может рассказывать о своей школе и подопечных бесконечно. Гордится коллективом педагогов, а особенно ее радует то, что в их числе работает и талантливая молодежь.

…Мы смотрим видеозаписи выступлений учеников, она комментирует каждое движение, помнит каждого ребенка. Она живет всем этим. Гордится — вполне заслуженно. Празднует юбилей — радостно. Потому что за те годы, которые она возглавляет школу, мне кажется, она добилась самого главного — связала «память поколений»...

Родители ее учеников берут кредит… чтобы отправить своих детей на конкурс за границу. Они вкладывают деньги в будущее своих детей, они знают: наполненность детской души высокими устремлениями обязательно окупится сторицей.

Ученики этой школы ведут совсем другую жизнь, чем многие их сверстники. Они учатся здесь творчеству и когда-нибудь, я думаю, захотят научить этому собственных детей. То есть приведут их сюда, в школу искусств № 23.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: