Новосибирск 10.3 °C

Зарплата как зеркало труда и творчества

09.02.2008 00:00:00
Зарплата как зеркало труда и творчества
Одна из старейших школ Новосибирска (отметившая в ноябре 95-летие), гимназия № 10, с первого сентября 2007 года вошла в эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда педагогов и нормативно-подушевое финансирование. Во-первых, потому что 10-я гимназия — крупное учреждение образования (здесь учатся 885 детей и работают 109 учителей), что позволяет говорить об определенных тенденциях, если рассматривать накопленный за пять месяцев опыт как наглядный пример для тех учреждений образования, которые только-только переходят на новые финансовые рельсы.



Во-вторых, «десятка» — гимназия с углубленным изучением английского языка. А это еще один аспект, который в своей работе приходится учитывать аналогичным образовательным учреждениям, в программу которых включено углубленное изучение тех или иных предметов.

О том, как прошел 2007 — «пилотный» — год, с чем пришлось столкнуться в работе в новых условиях, зная, как это важно и небезынтересно для всего учительства области, мы попросили рассказать Наталью Васильевну ЯРОСЛАВЦЕ- ВУ, директора муниципальной гимназии № 10, кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ.

— Прошедший год — очень непростой, но в то же время очень интересный для образования в целом и для нас в частности. Начала реализовываться комплексная программа модернизации образования. Она состоит из пяти основных частей, но более всего мы почувствовали изменения по трем основным параметрам.

Первое — финансирование учебных заведений перешло на норматив. В 2007 году, когда Новосибирская область вошла в эксперимент по новой системе оплаты труда, мы действительно услышали цену вопроса — стоимость обучения ученика. Она оказалась, на сегодняшний день, около 15 тысяч 300 рублей.

— Что практически дало знание этого норматива для новосибирских школ, для вашей школы в частности?

— Если вы знаете количество ваших учеников, норматив на ученика, любая школа сегодня может рассчитать, какие деньги в течение года она будет иметь.

Нюанс заключается в том, что «десятка» — не простая школа. Она, во-первых, гимназия, а во-вторых — специализированная, с углубленным изучением английского языка. В такой школе, как наша, ученик в год «стоит» 25 тысяч. И я как директор немного огорчена, что если я сегодня поставлю коэффициент по нормативу финансирования, то нужной суммы не получится.

Область и город, безусловно, идут нам навстречу, выделяя нам те же средства, которые нам выделялись, с тем повышением, которые нам обещали на эксперимент, — 15 процентов, плюс 5 процентов, так скажем, за смелость.

— И что стало ясно за прошедшие месяцы эксперимента?

— За четыре месяца прошлого года нам с коллективом удалось фактически решить проблему — понять: что есть базовая оплата труда педагога, что есть специальные фонды и надбавки по поводу, например, сложности предмета или высшей категории учителя. Плюс к этому разобрались, что есть стимулирующий фонд.

И это новое: до этого учитель не знал, не думал, представить не мог, что его образовательный час в 10-й гимназии может отличаться, например, от часа работы, скажем, в девятом лицее или четвертой школе. Получаются картины разные в разных школах. А значит, и система стимулирования за качество труда — разная.

Восемьдесят процентов стимулирующего фонда мы сегодня в гимназии распределяем на долговременные стимулирующие надбавки — чтобы не каждый месяц их распределять. А двадцать — оставляем на премиальные. Опыт показал, что такая схема действительно удобна. Это позволяет оперативно отметить работу людей, своевременно поддержать те процессы, которые являются отличительной особенностью нашей гимназии.

— А с какими сложностями пришлось столкнуться вам как директору в работе по-новому?

— Когда создавалась эта модель, существовал коэффициент для лицеев и гимназий. Потом был введен и коэффициент для образовательных учреждений, у которых есть углубленное изучение языков, математики, предметов художественно-эстетического цикла и тому подобное. К сожалению, наша школа не попала в это второе направление. Мы имеем коэффициент как гимназия, но своего «кусочка» на углубленное изучение английского языка у нас нет. Казалось бы, мы и так уже гимназия. Но, к сожалению, если город столичный, то повышающий коэффициент по языку необходим. Иначе наш город потеряет завоеванные позиции по этому направлению.

— Работа в новых финансовых условиях невозможна без активного взаимодействия с околошкольной общественностью. Чем в этом направлении был отмечен прошедший год для вашей гимназии?

— Совершенно верно: деятельность в этой сфере можно назвать вторым важным моментом 2007 года. И если активное развитие государственно-общественного управления шло по всем школам, то для нашей гимназии, конечно, оно не новость.

Так, например, попечительский совет у нас существует уже десять лет. Но в 2007 году активно заработал высший орган нашего коллегиального управления — управляющий совет гимназии. Наряду с директором этот общественный орган принимает решения по всем стратегическим вопросам жизни и развития образовательного учреждения.

В 2008 году мы, разумеется, будем развивать государственно-общественное управление. Ведь очень важно, чтобы общество понимало, чем занимается школа, видело наши успехи и участвовало вместе с нами в жизни гимназии.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: