Новосибирск 10.1 °C

Уважать в пациенте человека — этот принцип стал основным для Новосибирской областной клинической больницы

17.06.2008 00:00:00
Уважать в пациенте человека — этот принцип стал основным для Новосибирской областной клинической больницы
В третье воскресенье июня традиционно отмечен День медицинского работника — праздник, который объединяет людей, выбравших, наверное, самую необходимую, самую трудную и ответственную изо всех профессий. Оставаясь консервативной, нереволюционной отраслью по своей сути, медицина в то же время стремительно развивается в плане технологий диагностики и лечения. Откликаясь на запросы общества, здравоохранение привносит новое в организацию медицинской помощи, обеспечивая ее доступность и комфортность для пациентов.



Иначе просто нельзя, цивилизованное государство обязано предоставить гражданам современный уровень медицинского обслуживания.

Все сказанное в полной мере относится к главному лечебному учреждению нашего региона — Новосибирской областной клинической больнице. Начиная с 2001 года больница постоянно в развитии, и это замечают все, кому довелось здесь лечиться. Сегодня главными стратегическими направлениями для ГНОКБ являются совершенствование поликлинической службы и внедрение высоких медицинских технологий.

Поликлиника начинается с регистратуры
В конце августа поликлиническое отделение ГНОКБ отпразднует новоселье. Завершается реконструкция здания областной консультативно-диагностической поликлиники, которое станет светлым, просторным, удобным как для пациентов, так и для самих сотрудников. Заведующая поликлиникой кандидат медицинских наук Алла Ганина с особой гордостью рассказывает о том, как меняется работа регистратуры:

— Я считаю, что регистратура — это не только лицо нашей поликлиники. От того, как мы встретили человека, зависит его впечатление в целом от областной клинической больницы. Вот почему мы постоянно вносим изменения в работу этого подразделения, совершенствуем ее.

После реконструкции полностью изменится дизайн регистратуры. По словам Аллы Владимировны, это будет современный офис медицинских регистраторов-консультантов с удобной мебелью, компьютерами. Что касается персонала, здесь нет кадровых проблем: на работу в регистратуру принимают по конкурсу и только людей, имеющих медицинское образование, высокий уровень культуры и навыки общения.

В поликлинике регулярно проводят анкетирование пациентов, просят оценить вежливость регистраторов, оперативность их работы. Все замечания учитываются при начислении зарплаты сотрудникам. Для регистраторов разработаны алгоритмы ведения беседы по телефону, а также личного разговора с пациентом — чтобы ни одного ненужного слова и никаких отрицательных эмоций.

Недавно в штате поликлиники появилась должность администратора справочно-информационной службы. Это сотрудник с высшим сестринским образованием, который выполняет функции менеджера, то есть организует и контролирует работу персонала регистратуры, оперативно решает любые вопросы, которые возникают у пациентов. Ведь бывает так, что человек приезжает в областную поликлинику без записи, не имея направления или не в тот день, когда ему назначено. Отправить его назад, куда-нибудь в Северный район, было бы не по-человечески. В областной клинической больнице, в том числе ее поликлиническом отделении, действует принцип: ни один пациент не должен уйти без медицинской помощи.

— У нас предусмотрена схема действий в ситуациях, когда человек пришел в поликлинику без записи, ему необходима консультация, а времени у специалиста на приеме нет. Для таких случаев мы ввели службу врачей общего профиля — терапевт, педиатр и хирург. Они принимают «внеплановых» пациентов, а если действительно необходима консультация «узкого» специалиста, организуют ее, — продолжает Алла Ганина.

Пока идет ремонт, поликлиника работает в «чужих» стенах, но даже в этих приспособленных условиях здесь постоянно внедряют новые формы организации работы, чтобы пациент без лишних проблем мог попасть на консультативный прием к врачу. Одно из нововведений — система заочных консультаций. Специалисты областной поликлиники консультируют своих коллег, врачей районных больниц, когда тем необходима помощь. Из ЦРБ в поликлинику по электронной почте присылают данные анализов пациента и задают вопросы о дальнейшем его лечении. Это избавляет от необходимости направлять самого пациента в город, за сотни километров.

Особенно важны такие заочные консультации для людей с тяжелым сахарным диабетом и ревматологических больных, которым тяжело ходить по дому, а не то что ехать в областной центр. С другой стороны, благодаря системе заочных консультаций очередь на прием к специалистам областной поликлиники сократилась в два раза. Сегодня, по словам заведующей, срок ожидания приема в поликлинике — 6 дней, а были времена, когда люди ждали по месяцу и дольше.

Еще недавно, чтобы переступить порог кабинета врача областной поликлиники, люди вынуждены были приезжать ни свет ни заря, занимать очередь в регистратуру.

— Меня очень огорчала эта картина. Мы стали думать, как исправить ситуацию, и придумали программу электронной записи на консультацию. Теперь пациентам не нужно приезжать наугад, не нужно тратить время и деньги, чтобы дозвониться до регистратуры по межгороду. На прием в областную поликлинику его записывает по электронной системе лечащий врач в районе. Таким образом, еще дома пациент получает от своего врача направление на консультацию, а также талон с указанием даты, времени приема и номера кабинета, — говорит Алла Владимировна.

В поликлинике думают над созданием электронной программы самозаписи на прием. Тогда можно будет зайти в поликлинику и записаться через специальный терминал в холле, либо сделать это дома, по интернету.

Важный вопрос: могут ли жители Новосибирска пользоваться услугами областной поликлиники? Да, могут, никаких ограничений не существует.

Хирургия, на которой нельзя экономить
С 2006 года Новосибирская областная клиническая больница активно внедряет высокие медицинские технологии. Сегодня в ГНОКБ не приходят просто «полежать». Здесь получают медицинскую помощь люди с наиболее тяжелыми заболеваниями, которым требуются сложные, в том числе высокотехнологичные, операции.

Почему больница выбрала данный вектор развития? Что это — модная тенденция или реальное требование времени? Вот как ответил на эти вопросы заместитель главного врача ГНОКБ по хирургии Александр Бромбин:

— Современная медицина пришла к выводу: нельзя бесконечно оказывать хирургическую помощь так, чтобы лишь на какое-то время решить проблему со здоровьем пациента. Высокотехнологичные операции — это устранение проблемы раз и навсегда. Россия наконец-то может себе позволить развитие данного направления хирургии. Например, в случае с заболеваниями и травмами коленных или тазобедренных суставов можно, применяя малоинвазивные технологии, подлечивать сустав, однако эта помощь в большей степени паллиативная, то есть облегчающая страдания больного, но не навсегда. Заболевание возвращается вновь и вновь, остановить процесс разрушения сустава невозможно. В конце концов человек становится инвалидом. Мы понимаем, что необходима радикальная хирургическая коррекция — имплантация сустава, и выполняем такие операции. Причем людям не только молодого, но и весьма преклонного возраста. В 2008 году областная больница получила деньги на протезирование суставов из областного и муниципального бюджетов. По этим квотам мы бесплатно прооперируем 47 человек. То же самое касается тяжелых поражений головного мозга и позвоночника: больных много, доступность медицинской помощи данного профиля всегда была ограничена.

С прошлого года областная клиническая больница участвует в выполнении государственного заказа на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по профилю нейрохирургия.

— Сложнейшие операции не просто сохраняют человеку саму жизнь, но и обеспечивают высокое качество жизни, — продолжает Александр Бромбин. — Чтобы устранить поражения сосудов сердца, головного мозга, конечностей, которые угрожают жизни больного, есть три варианта операций — стентирование, шунтирование и баллонная ангиопластика. Иных способов пока не существует. С помощью лекарств атеросклеротические бляшки в сосудах устранить нельзя. Операция же уберегает человека от инсульта, повторного инфаркта или ампутации ног. Наглядный пример органосберегающей технологии — баллонная ангиопластика при «диабетической стопе». С ее помощью мы избегаем ампутации нижних конечностей у больных сахарным диабетом.

Государство готово финансировать медицинскую помощь, которая требует дорогостоящих расходных материалов и медикаментов. Объемы высокотехнологичных операций растут с каждым годом. Это видно на примере ГНОКБ: количество федеральных квот на нейрохирургические операции в 2007 году было 60, а в 2008 уже 100. Средства на высокие технологии были выделены из областного бюджета, а вслед за этим и из бюджета Новосибирска. По мнению Александра Бромбина, результаты работы медиков убедили власти в том, что эти затраты оправдываются: с помощью высокотехнологичных операций хирурги не просто предотвращают преждевременную смерть, но и возвращают человека в число трудоспособных.

С дальнейшим развитием технологий медицинская помощь будет становиться все затратнее. Готов ли бюджет к этим расходам? Заместитель главного врача Новосибирской областной больницы Александр Бромбин убежден: когда речь идет о болезнях, которые влияют на качество жизни и приводят к сверхлетальности населения, государство не может экономить:

— Мы верим в то, что Правительство России приняло программу высокотехнологичной медицинской помощи всерьез и надолго, и объемы финансирования дорогостоящих операций будут расти. Со своей стороны Новосибирская областная больница готова участвовать в реализации госзаказа на высокие медицинские технологии по всем профилям хирургии. У нас есть для этого и технические возможности, и кадровый потенциал. А эффективность такой помощи больным мы видим на практике ежедневно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: