Новосибирск 6.5 °C

На благо всего населения

20.06.2008 00:00:00
На благо всего населения
В областной научной библиотеке прошло публичное обсуждение проекта закона о библиотечном деле Новосибирской области. Сотрудников городских и сельских библиотек ждал приятный сюрприз. Из Москвы приехал эксперт, участвовавший при разработке проекта, — директор центра мониторинга отечественной культуры Академии переподготовки работников искусства и культуры Министерства культуры РФ, кандидат педагогических наук, доцент Юрий Гриханов. Наш корреспондент встретился с гостем города и попросил ответить на вопросы.



— Юрий Александрович, Москва от Новосибирска далеко. Как вам удалось проникнуться заботами наших библиотечных работников?

— Работа над проектами областных законов в сфере библиотечного дела мне особенно дорога, потому что Сибирь и Дальний Восток считаю своей второй малой родиной. Мое детство прошло в Амурской области, и после окончания в 1963 году Московского педагогического института имени Ленина на комиссии по распределению я просился на Дальний Восток, но самой дальней оказалась заявка от Новосибирской области, где я и начал работу учителем в Купинской школе-интернате №148, а затем секретарем райкома комсомола. Тогда и понял великое значение библиотек.

Видимо, купинские книжные впечатления сыграли не последнюю роль, когда по возвращении в Москву судьба привела меня в Ленинскую библиотеку, где довелось пройти путь от помощника библиотекаря до заместителя директора. Тогда и возник замысел создать в нашей стране библиотечное законодательство. Мы начали его разработку с коллективом Ленинки еще в СССР, а завершили в демократической России силами межрегиональной группы специалистов Москвы и Петербурга.

Распоряжением тогдашнего спикера Верховного Совета России Руслана Хасбулатова меня утвердили научным руководителем этой группы, которая довела Федеральный закон «О библиотечном деле» до утверждения в 1994 году. В эти бурные годы мне, работавшему с 1991 года заместителем начальника управления библиотек Российской Федерации, было очевидно, что только законом можно защитить право каждого на библиотечное обслуживание, сохранить библиотеки в стихии рынка.

Мы утвердили тогда запрет приватизации государственных и муниципальных библиотек. Так что у российской культуры есть хороший опыт законотворчества.

— Чем вызвана разработка библиотечных законов Новосибирской области?

— Замысел Новосибирского областного закона о библиотечном деле состоит в том, чтобы интегрировать ресурсы библиотек разных типов на благо всего населения, в интересах обеспечения запросов науки, производства, промышленности, торговли и прочее.

Библиотечное дело пронизывает все сферы общественной жизни. Недаром академик Дмитрий Лихачев сказал, что могут погибнуть университеты, музеи и другие структуры в обществе, но все-таки цивилизация будет восстановлена, если уцелеют библиотеки. Этот пафос мы должны вложить в законы Новосибирской области, регулирующие библиотечное дело и доставку обязательного экземпляра изданий и документов на всех видах носителей информации. Предстоит создать такой правовой механизм, чтобы взаимодействовали научные библиотеки и публичные.

— А для чего?

— Только при четком профилировании фондов можно сообща охватить выпускаемые в стране 102 тысячи названий книг, и только при кооперированном обслуживании читателей можно сделать книжные богатства доступными в каждом уголке области. А ведь финансирование идет сугубо по ведомствам. Академия наук выделяет деньги ГПНТБ Сибирского отделения, департамент культуры — областным библиотекам, а муниципалитеты — сельским и районным. Если не создать механизм экономического стимулирования кооперации библиотечных ресурсов, каждый будет замкнут в своей скорлупе. Сельский житель, грубо говоря, окажется привязан к своему корыту — маленькой сельской библиотеке. У читателей районного центра выбор побольше: на его бюджете могут работать несколько библиотек, но и они несоизмеримы по возможностям с областными библиотеками и уж тем более с академическими.

Мир идет к тому, чтобы работали интегрированные библиотечные системы. Например, наши бывшие республики Литва, Латвия и Эстония уже ввели единый читательский билет в масштабах своих стран. В литовских сельских библиотеках читатели с гордостью показывали нам электронные карточки, по которым они могут читать и в своем селе, и в райцентре, и в Каунасе, и в Вильнюсе, включая Национальную библиотеку республики. Имея единый билет, не надо носить паспорт, оформляться в каждой библиотеке.

Чтобы такая система сложилась, нужно создать инфраструктуру, для этого требуется правовая основа. Федеральный закон о библиотечном деле в этом не поможет, так как горизонтальное взаимодействие библиотек — дело данной территории. Для этого мы и делаем сейчас два областных закона.

Подобную традицию лоббирования полезных для народа законов всем миром надо создать и в Новосибирске. Авторитетных людей вам не занимать. Важную роль в этом добром деле может сыграть и пресса.

Ваши читатели могут быть уверены, что обсуждаемые законы делаются для них и будущих поколений сибиряков. Для разработки внимательно анализировались наши и отечественные аналоги, а также положение дел в отрасли. Мы дружим давно, в Новосибирске я уже седьмой раз. Был на всех конференциях областной научной библиотеки, ГПНТБ СО РАН.

— Возможно, разрабатывая проект закона, вы внесете что-то новое?

— Попали в точку... В нем впервые предлагается правовая норма экономического стимулирования взаимодействия библиотек разных типов и форм собственности. Она гласит, что принципом библиотечной политики в Новосибирской области является финансирование деятельности библиотек, направленной на создание сводных каталогов, компьютерной сети библиотек кооперированного депозитарного хранения и использования библиотечных фондов. Деньги по целевым областным и муниципальным программам развития культуры, губернаторские гранты должны выдаваться тем библиотекам, которые участвуют в централизованных библиотечных системах, в организации кооперированного предоставления ресурсов гражданам. Это инновации, которых не было в других регионах, они продиктованы опасностью разобщенности библиотек в новых условиях разграничения бюджетных полномочий муниципальных образований разных уровней.

— Что по новому закону получат библиотеки и читатели?

— Начнем с читателей. Законы не пишутся для отрасли, для сотрудников, они пишутся для народа. И недаром в некоторых странах, чего не хватает нам, первая строка в законе обычно гласит: «Мы, народ такого-то штата, постановили...» У нас нет подобной формулировки. Может быть, новосибирские депутаты решатся написать: «Мы, народ Новосибирской области...»

В любом случае, если наши два закона будут приняты, жители области получат гарантии того, что бесплатные услуги публичных библиотек будут сохранены, пока действует закон. Это запись в библиотеку, пользование ее поисковым аппаратом, в том числе удаленный доступ к электронным каталогам. Кроме того, получение книг во временное пользование в читальных залах и на абонементе.

Читатели получат более богатый выбор литературы благодаря доставке всеми издателями области трех обязательных экземпляров каждого издания, благодаря финансированию библиотек в соответствии с нормативами, которые будут утверждены органами исполнительной власти. И это наконец-то позволит избавиться от практики, когда из-за недофинансирования библиотеки вынуждены были вводить платные абонементы, ночные абонементы.

Библиотека — единственный институт общества, который работает на безвозмездной основе. Ни музеи, ни театры, ни концертные залы не могут вас бесплатно обслужить. А библиотека обслуживает бесплатно. Это общественное благо, оплаченное налогами граждан, и бюджет области должен его полноценно обеспечивать. Тогда не надо собирать двадцатки за карточку для входа в библиотеку.

В Москве был случай, когда в годы кризиса библиотеки ввели платный гардероб. Тут же нашлись грамотные читатели, которые подали жалобу в Министерство культуры о нарушении права бесплатного входа в библиотеку. Средств нанять гардеробщиков не появилось, пришлось их оформить как библиотекарей, но справедливость восторжествовала.

— Еще что-то новое закон дает?

— Да, он вводит новые понятия, которых не было раньше, — например, «межпоселенческая библиотека». При разделении бюджетов сельских поселений и районов по 131-му закону стали распадаться централизованные библиотечные системы, имевшие единый фонд на всю территорию. Особенно пострадала ваша область, ставшая пилотным регионом по развитию местного самоуправления.

У нас в законе записано, что межпоселенческая библиотека — правопреемница центральной районной библиотеки. И она обслуживает не только населенный пункт, в котором размещается администрация района, но и всю территорию района. Тем самым поселенческие библиотеки получают право стать филиалами центральной библиотеки и снова создать межпоселенческое объединение. Это хорошо, когда вместо оторванной избы-читальни восстановится мощная централизованная библиотечная система, которая работала с 70-х годов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: