Новосибирск 11 °C

Не тема, а образ жизни

23.07.2008 00:00:00
Не тема, а образ жизни
Наверное, непросто лучшим образом рассказать о патриотическом воспитании и чувствах вследствие бесконечности их выражения — чувства любви, долга, ответственности за воспитание гражданина, патриота. Ведь это так трудно — противодействовать стереотипам. Свободные электронные и печатные информационные средства, как правило, затрудняются в определении патриотических чувств. Сфера их интересов сужена до насущных и бытовых проблем. Много умных и заумных слов звучит о нравственности и духовном воспитании, но это только слова...




Тоска по настоящим делам и пониманию концепции патриотического воспитания огромна. Формально-словесная нагрузка и старание «показать и казаться» перед стоящими выше губят патриотические чувства населения.

Особенно слабеют нравственные позиции в образовании. Занимаясь 25 лет учебно-воспитательной работой, понимаю, что ее творческие направления теряют смысловую нагрузку. Составляются образовательные программы и концепции, принимаются решения, но жизнь, как говорится, платит по полной программе за бесчувственность и потерю смысловых понятий.

Модные понятия «социальное партнерство», «решение вопросов на другом уровне» замыкаются на стереотипах оценки людьми, давно прославившими себя в своей деятельности...

На одной из встреч с представителями депутатского корпуса удивило полное отсутствие понимания слова «патриотизм». Ожидание гуманной поддержки авторского культурно-просветительского проекта, в основе которого воспитание патриотических чувств и мотивов, было переведено в русло «грантовые денежные отношения».

К сожалению или к счастью, но патриотические чувства не имеют точного денежного эквивалента. И спад интереса к нравственному просветительству не поможет выполнению государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ».

Патриотизм по определению имеет глубочайшие корни. В отличие от новомодных экономических теорий, сменяющих и исключающих одна другую. Концепции модернизации системы образования и патриотического воспитания имеют единственное значение и единственную задачу: создание творческой культурно-просветительской среды вопреки «текущим» стереотипам и временным ценностям, во имя развития и воспитания всех и каждого.

2007 год был объявлен годом Русского языка и чтения в РФ и мире. В рамках благотворительного культурно-просветительского проекта «Образование и культура» (язык, чтение) собран библиотечный фонд художественной, публицистической, учебной, военно-патриотической литературы, газет, журналов для молодежи.

С 1993 года провожу в Новосибирском командном речном училище (НКРУ) акции: «Книга в подарок», «Книжные выставки», «Прочитай и передай другому», «Читать престижно».

Современная акция «Прочитай и передай другому» открывает возможности взаимодействия семьи и образовательного учреждения, определяет социальную позицию подрастающего поколения в обществе и в студенческом сообществе.

Для культурно-досуговой и образовательно-воспитательной деятельности передаю книги, журналы, газеты в дар курсантам для создания книжного фонда — библиотеки и читального зала в общежитии НКРУ. Ребята, проживающие в общежитии, несут ответственность за фонд литературы, проявляют себя в роли читателей, библиотекарей — это тоже реальное формирование нравственности.

Еще один шаг в сторону нравственного воспитания — женское фотографическое движение «Фотолайф», которое занимается просветительской, образовательной и воспитательной деятельностью в России и других странах. Его участницы пропагандируют фототворчество, передают свои взгляды на процесс воспитания, образования молодежи.

Объединение способствует преемственности творчества, личностному развитию, сотрудничеству и деловому партнерству. Тематика экспозиций: «Литературное творчество и поэтическое клубное движение», «Фотолетопись родного края», «Знаменательные даты», «Исторический фотоплакат», «Репортаж из музея», «Фототематические страницы».

Студия социально значимого плаката — часть авторского проекта. Единение в создании тематических плакатов, страниц, участие и значимость каждого учащегося, оценка инициативных новаторских отношений создают новые, «свои» идеи, помогают ребятам творчески реализовать свои возможности.

Иногда задаешь себе вопрос, почему так резко замечают повседневный труд на благо реального развития и сотрудничества. Ответ традиционен. Необходимо отчитаться «по стандарту», подготовить и сдать программы. Зачастую на этом и заканчивается интерес к патриотическому воспитательному процессу.

А ведь нравственные патриотические позиции — это оптимизм и развитие способности к труду и участию в жизни общества, личностное сотворчество в общественной деятельности и признание. Думая о радостном проживании, помогая ближнему, отдавая силы на благо окружающего мира и его изменение, будь счастливым, соучаствуй в социально-эмоциональной, духовной, интеллектуальной и творческой деятельности.

Поэтому так важно общественное обсуждение образовательных программ, газетных полос, программ... Пусть каждый человек почувствует, что патриотизм не тема, а образ жизни, связь разных поколений в любви и заботе о малой и большой Родине.
Ведь как устали, наверное, люди от постоянно упоминаемых имен и фамилий, как сожалеют о том, что добрые начинания и инициатива тонут в диспутах и разбирательствах.

Только истинно народные инициативы и творчество могут изменить отношение к словам «общественные отношения» и само понимание патриотического воспитания. И только тогда патриотизм станет наконец не темой бесконечных дискуссий, а необходимым условием нашей жизни.

Представляем автора
Светлана Мефодьева — член-корреспондент Международной Академии науковедения, педагог, переводчик, автор благотворительных проектов, член Союза журналистов РФ, Союза фотографов Сибири, участница Движения женщин России и Движения поддержки флота. Она автор и исполнитель нескольких культурно-просветительcких и культурно-экологических проектов, руководитель женского движения «Фотолайф», студии социально значимого плаката, дипломант двух конкурсов «Социальная звезда» (2006, 2007 гг.), женщина года в номинации «Патриотическое воспитание» (2005г.), дипломант 4-го литературного конкурса им. Г. Карпунина в номинации «Фотолетопись родного края. Исторический плакат», 25 лет посвятила учебно-воспитательной деятельности в Новосибирском командном речном училище им. С. Дежнева.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: