Новосибирск 1.4 °C

Золотые корни

25.10.2008 00:00:00
Золотые корни
Начало восьмидесятых. Через год-два мне идти в первый класс. Я сидел на кухне, уже горел свет (зимой темнеет рано). По коридору взад-вперёд, по своей любимой привычке заложив руки за спину, энергично ходил дедушка, тогда ему было уже далеко за семьдесят. Но возраст не помешал ему освоить новую профессию и начать работать в новой должности и на новой работе. В тот вечер дедушка дал мне большой лист белой бумаги, ручку и стал рассказывать о своих предках, детях, племянниках и племянницах, внуках и внучках, которые были разбросаны по всей стране — от Калининграда и Прибалтики до Владивостока.



Уже пятнадцать лет нет в живых дедушки. Однако интерес к прошлому семьи, который он тогда зародил во мне, сохранился до сих пор. Лет десять я состою в Новосибирском историко-родословном обществе, в изучении прошлого своего рода продвинулся почти на сто лет вглубь против того, что знал в детстве. Я получил образование психолога и работаю по этой специальности. И сегодня я глубоко убеждён, что знание о своих родственниках, которые жили когда-то давно, во многом влияет на сегодняшнюю жизнь. Своими размышлениями на эту тему хочу сегодня поделиться с читателями.

Психология. Генеалогия. И та, и другая наука изучает человека. Однако задача психологии — помощь конкретному человеку в разрешении его личностных и межличностных проблем, а генеалогии — проследить происхождение конкретного человека, его рода. У этих двух наук есть точки соприкосновения. Знание своих корней — это одно из условий психологического благополучия любого человека. Недаром народная мудрость учит нас, что мой дом — моя крепость.

Не новость, что каждая семья — это особый мир со своими ценностями, традициями, преданиями. Но технический прогресс, сделавший человека мобильным (что во благо), одновременно оторвал нас от своих корней. Семьи, в которых уживается несколько поколений, сегодня редкость. И как результат «существования без корней» — появление Иванов, не помнящих родства, порой не знающих своей родословной глубже дедушки и бабушки, а иногда и родителей.

Полагаю, что изучать и анализировать личное и родовое прошлое важно (и интересно) в любом возрасте. Но, на мой взгляд, самое благодатное время для этого — детство и пожилой возраст.

Поясню. Психологи разделили всю жизнь человека на несколько отличных друг от друга этапов. Применительно к каждому возрастному периоду специалисты говорят о социальной ситуации развития, под которой можно понимать круг общения и значимых для человека людей.

Понятно, что с годами круг общения ребёнка только ширится. Если в младенчестве это лишь мать, то в раннем возрасте к ней прибавляются отец и ближайшие родственники, в дошкольном — вся семья и сверстники. Школьный возраст в корне меняет ситуацию. На место семьи в семь — одиннадцать лет приходят сверстники и учителя, в подростковом возрасте — друзья. В ранней юности молодой человек общается и ценит мнение сверстников и взрослых, которых он уже сам выбирает, исходя из своих ценностей и интересов. Значимым становится общение с противоположным полом.

На мой взгляд, эта возрастная картинка показывает, что именно в дошкольном возрасте, когда в круг общения маленького человека входят вся семья и сверстники, есть смысл начать приобщать ребёнка к истории рода. Как? Через игру, через яркие, эмоциональные повествования-диалоги о далёких предках. Полезно вместе с детьми смотреть семейные альбомы и кинохроники, знакомить дошколят с семейными мифами и фамильными вещами. Это позволит воспитать подрастающего ребёнка в традициях вашего рода. Так будет заложен фундамент личности, который позволит ей благополучно развиваться дальше. Так мы зададим ориентиры, способные поддержать человека в кризисные моменты. Кризис сам по себе не плох и не страшен, если уметь видеть в нём новые возможности для продолжения личностного роста.

…Отсчёт пожилого возраста психологи начинают с 55 — 60 лет. Социальная ситуация развития меняется по сравнению с детским периодом с точностью до наоборот. Тогда количество контактов человека расширялось, а в старости сужается. Во многом это обусловлено социально: увольнение с работы в один миг резко сужает круг контактов. Кроме того, всё больше и больше сверстников (родственников и друзей) уходит из жизни. Человек очень часто замыкает собственное общение на своей семье.

Теперь изучение своих корней важно и для самих бабушек и дедушек (в личном плане), и для поколения их внуков и правнуков.

«Осень жизни» — это время осмысления пройденного; период, когда опыт прожитых лет пополняет копилку опыта рода, к которому принадлежит человек. Именно поэтому для пожилых изучение своих корней нередко становится психологической потребностью. Осмысление и осознание собственного опыта — это одна из психологических задач, которую мы решаем в пожилом возрасте. С одной стороны, мы пополняем им родовую копилку. Но поскольку эта копилка живая, мы передаём свой опыт (личный и профессиональный) подрастающему поколению. Значит, бабушки и дедушки — лучшие кандидаты на то, чтобы ввести своих внуков и правнуков в мир фамильных легенд и преданий. И я бы рекомендовал старшим членам семьи писать мемуары, дневники. Скорее всего, это прошлое, оставленное на бумаге, не заинтересует книгоиздателей. Но оно нужно как самому человеку, так и его детям, внукам и более далёким потомкам.

Не секрет, что в знаниях о родовом прошлом бывают деформации, по-разному влияющие на психологическое состояние живущих сейчас людей. Так, в семьях остаются обрывки преданий то об одном, то о другом предке. Обрастая мифами, сливаясь в одно целое, эти обрывки рисуют определённый образ человека. Нередко на этот процесс оказывает влияние политическая конъюнктура. Начинают ощущаться внутренние противоречия и нестыковки создаваемого образа, порой в чьей-то биографии появляются «белые пятна».

В советское время было опасно говорить о своём дворянском происхождении или о том, что в роду имелись священники; сегодня считается стыдно афишировать информацию о наличии предков, работавших, допустим, в НКВД. Обратите внимание, сколько людей называют себя узниками сталинского режима. Значит, и тех, кто режим обслуживал, тоже было немало. Это и следователи, которые вели дела. И охранники в лагерях. И те, кто расстреливал…

Да, о таком своём прошлом не говорят. И даже сам факт, что у тебя были (или есть) ТАКИЕ родственники, может обернуться вполне ощутимыми комплексами, мешающими жить. С психологической (прагматической) точки зрения, не говоря уже о нравственном аспекте (уважение к своим предкам), гораздо эффективнее и порядочнее всё-таки признать ВСЕ моменты жизни уже умершего или ещё живого человека.

Историки выработали много форм записи семейного прошлого. Это и генеалогическое древо, и поколенная роспись. Одним из инструментов структурирования информации о своём роде может стать геносоциограмма. В отличие от сухой документальности генеалогического древа она строится с использованием эмоционально окрашенных фактов: встречи, служебный рост, разрывы, переезды, черты характера... Параллельно необходимо освежить знания о развитии страны в затронутые эпохи. Учитывая условные 25 — 30 лет на поколение, можно представить себе обстановку, в которой жил ваш пращур, точные даты жизни которого вам неизвестны.

Считаю, что непраздный интерес к своим корням, к своему роду — это один из реальных путей не только к личному психологическому благополучию, но и к благополучию семьи и всего общества. Недаром многим поколениям известно: Родина начинается «с той песни, что пела нам мать».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: