Примерно так рассуждает кандидат исторических наук, доцент Алтайского государственного университета Кирилл Кирюшин. Он считает, что обладает большим чутьем в археологических поисках. Уж сколько всего нашел! Кирилл Юрьевич охотно рассказывает об увлекательной работе археолога участникам пресс-тура представителей средств массовой информации Сибирского федерального округа в Алтайский край. Сегодня в гостях у археологов аудитория необычная, умеющая прекрасно всё слышать и подмечать, — победители промежуточного этапа конкурса журналистского мастерства «Сибирь.ПРО». В сугубо деловой свой рассказ археолог вкрапляет легенду о ханше, которая в злобе превратила тех, кто отказался платить дань, в реку и озеро, но сама пострадала от своего волшебного посоха — вместе со всем своим богатством провалилась в тартарары. — Ханшу и посох (жезл) я уже, считайте, нашел. Дело за малым — разыскать ее богатства. Думаю, найду. А своим подчиненным в экспедиции говорю, если кто провинится, посохом превращу в жабу!.. Мы разговариваем с Кириллом Кирюшиным на территории археологического парка «Перекрёсток миров» близ Тавдинских пещер, в особой экономической зоне Алтайского края, где обозначились первые контуры археологического музея под открытым небом. Прямо под низко нависающим каменным сводом орудуют (нет, не лопатами!) скребками и щеточками две студентки, которым после жесткого «кирюшинского» отбора посчастливилось войти в состав археологической экспедиции и поехать на Тавду. — Это Тавдинский грот, уникальный памятник, — поясняет Кирилл Кирюшин. — Гротом называют небольшую карстовую полость, полностью освещенную солнцем. Замечу, что если освещение было бы неполным, то мы бы уже присутствовали в пещере. Гроты использовались людьми для сооружения простейших укрытий от непогоды. Строительным материалом служили жерди, шкуры, береста. Когда люди живут на одном месте, незаметно для их глаза мусор попадает на землю, перегнивает, и земля становится более темного цвета. Темные прослойки как раз и связаны с теми периодами, когда люди обитали в гроте. В них мы и ведем раскопки. Аккуратно, сантиметр за сантиметром, грунт выбирают и ссыпают в мешки. Группа участников экспедиции позже увезет грунт и промоет: бывает, там оказываются мелкие, но ценные находки. А находки покрупнее — предмет будущих (как правило, зимних, в тиши кабинетов) исследований. Археологический памятник уже преподнес не один сюрприз. Каждый день здесь отыскивают что-то новое. Найдены, например, зернотерка и бронзовый нож. — Здесь несколько слоев, — продолжает ученый, — от средневековья нашей эры до третьего тысячелетия до нашей эры, а между ними — слои раннего железа, эпохи бронзы. Вот вы видите слой камней. Уберем их и пойдем ниже. Там наверняка есть и другие отложения. Когда мы стали копать слой скифского времени, V — III веков до нашей эры, у нас возникло предположение, что имеем дело не с обычным поселенческим комплексом, а с культовым местом святилищ. Там оказалось много фрагментов керамики, обломков глиняных сосудов. Это так называемая преднамеренная фрагментизация. Древние люди в гроте, под горой, специально разбивали горшок — приносили его в дар духам. Люди считали, что мир делится на три части: мир светлонебесный, мир средний и мир темный, подземный. Грот воспринимался ими как вход в темный, подземный, мир. Правда, темный и светлый — это не плохой и хороший. Темный, подземный мир — аналог русского понятия «мать сыра земля»… Человек умирает и уходит в нее, но земля дает начало всему живому. Вот почему к гротам, пещерам у человека всегда было особое отношение. Подтверждают святилищную культовую роль Тавдинского грота и другие находки. Самая яркая из них — изделие из рога крупного самца косули. Брови, нос, рот. Профиль лица человека. По мнению Кирюшина, это связано с шаманским жезлом. Есть большая вероятность, что в глубине грота могут оказаться древние захоронения. Неподалеку от Тавдинских пещер построено небольшое сооружение, куда уже помещены для обозрения некоторые из найденных в ходе алтайских раскопок экспонатов. И буквально в нескольких метрах археологи ведут раскопки кургана тюркского времени. Аккуратно убраны и уложены поблизости в той же ритуальной последовательности, что были в кургане, камни. В давние века тюрки похоронили мальчика лет двенадцати-четырнадцати, а рядом погребли жеребенка. Удивляться не приходится. У древних местных народов подростки рано становились наездниками, охотниками, воинами. Поэтому и хоронили их чаще всего рядом с оружием или принося в жертву подрастающего коня. А почему археологический парк называется «Перекрёсток миров»? Да потому, что «перекрёсток» — это всегда выбор пути, судьбы. Вокруг еще много загадок — их куда больше, чем миров разгаданных. Загадки — и у подошвы горы (которую, насколько мне стало известно, в народе называют Петушок), и в гротах, и в пещерах. …В естественной горной системе Тавдинских пещер есть две, входы в которые в нескольких метрах один от другого. Те две пещеры носят объединенное название Перекличка. А всё потому, что слова, произнесенные в одной пещере, слышны в другой. И вообще шаги во многих пещерах отдаются глухим эхом где-то в глубине. Что там — обыкновенная пустота, которая образовалась в скальных наслоениях размывом вод, или там бывшие когда-то обитаемыми пространства — неоткрытые пока миры?
В «Перекрёстке миров»
Велика Сибирь, а отступать некуда: копать надо там, где твой родной край, где подсказывает чутье специалиста. На равнинных участках местности археологические раскопки организовывать проще. Там больше возможности применить специальное оборудование, привлечь на помощь возможности локации из космоса — со спутников. В горах сложнее. Во-первых, дорого; во-вторых, в условиях скальных выходов приборы перестают работать. Главными приборами археолога остаются лопата и… голова.