Тариф растет, стоимость проезда – снижается

Работа общественного транспорта должна улучшиться с повышением цен на проезд. Фото Виктора Боровских
Повышение тарифа на проезд в автобусах и троллейбусах станет одним из этапов транспортной реформы в Новосибирске. А каким мечтают видеть общественный транспорт руководители области и города? Разбирался корреспондент «ВН».

О необходимости повышать тариф на проезд в ОТ говорят давно. Цены на билеты не поднимали с 2015 года, между тем запчасти и горючее дорожают регулярно. В таких условиях перевозчикам приходится забыть о доходах и просто выживать. Денег не хватает не только на обновление парка и достойную зарплату кондукторам и водителям, но порой и на текущий ремонт подвижного состава.

– Машины закупались с 2006 по 2013 год. Обновления парка совершенно нет, перспективы дальнейшего развития под большим вопросом. Мы отработали за шесть месяцев в чистый ноль, — говорит директор пассажирского транспортного предприятия «Регион-Автоцентр» Андрей Ходаковский.

Доводы в пользу увеличения платы за свои услуги перевозчики передали в департамент по тарифам Новосибирской области. Теперь последнее слово за региональным ведомством — вырастут ли цены на проезд в Новосибирске и если да, то насколько? Сами транспортники надеются, что тариф поднимут до 26 рублей. И это не просто приведет к окупаемости муниципальных поездок, но и станет одним из этапов реорганизации пассажирских перевозок.

— Нужно поднять тариф не только для того, чтобы просто выплатить долги, но и чтобы показать жителям, насколько работа общественного транспорта улучшится, — говорит министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский. — Мы говорим не только об обновлении подвижного состава, но и об оптимизации самой маршрутной сети, потому что, к сожалению, в последнее время много жалоб на отсутствие автобусов, на поведение кондукторов и водителей.

Действительно, сегодня на некорректное поведение кондукторов, на «гонки» водителей автобусов жалуются многие. И это тоже — последствия низких зарплат. Сегодня кондуктор получает около 22 тысяч рублей, водитель — чуть больше. Квалифицированные сотрудники отказываются работать за такие деньги. Если полностью перевести общественный транспорт на муниципальный заказ, как и задумывалось в рамках транспортной реформы, зарплата будет рассчитываться при помощи специальной методики и составит 35  тысяч рублей у кондуктора, 40 тысяч — у водителя. Чтобы выйти на эти цифры сегодня, нужно увеличить стоимость проезда на 200 процентов. Делать так никто не собирается. Новосибирские перевозчики хотят взять пример с Москвы, которая шла к нынешней реформе транспорта почти десять лет.

— Что такое муниципальный заказ? Это когда перевозчик получает за фактически выполненную транспортную работу. Сколько он рейсов проехал, столько и получил, а проедет он столько, сколько ему заказал город в рамках контракта, — объясняет Роман Дронов, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии. — Перевозчик перестает гоняться за пассажирами и начинает гоняться за стабильностью и технической безопасностью. Как к этому перейти? Станет больше пересадок, но за счет сетевого тарифа проезд в итоге будет обходиться недорого. Сетевой тариф мы уже начали внедрять.

Новый вариант сетевой поездки появился в Новосибирске как раз накануне. При пересадке в течение часа со станции метро «Площадь Калинина» на трамвай № 14, следующий от площади Калинина до сада Мичуринцев, или из трамвая № 14 на метро пассажир получает скидку на вторую поездку в размере 50 процентов. Вообще же пилотный проект «Сетевая поездка» стартовал в городе в июле: с середины лета при пересадке в течение одного часа из метрополитена на троллейбус № 29 пассажир едет на «рогатом» за полцены.

Чтобы контролировать время поездки пассажира, нужно, чтобы у него была новая транспортная карта «ЕТК-онлайн». А в салоне должен быть считыватель таких карт. Чтобы распространить сетевые тарифы на остальные маршруты города, считыватели требуется установить во всех видах транспорта. Для этого опять же нужно, чтобы у транспортных предприятий были на это средства. Пока тарифы ниже себестоимости проезда, это, увы, нереально.

— Оборудование, которое сегодня есть у нас в общественном транспорте, установлено в 2006 году. Тогда оно было инновационным, но прошло больше десяти лет — технологии меняются, и его нужно менять. Чтобы приобрести его, предприятиям необходим доход. Это один из факторов, которые влияют на тарифную составляющую, — говорит Роман Дронов. — Поэтому, выражая поддержку повышению тарифов, мы руководствуемся не только тем, что необходимо обновлять состав, но и тем, что нужно двигаться вперед в части организации пассажирских перевозок в целом.

Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №42 от 19 октября 2018 года