Теперь я понимаю!

Слушателями уникальных лекций от уникальных людей становятся школьники 1–11 классов. Фото Алексея Танюшина.
Лекцию «Академической субботы» открыла для семиклассников депутат Совета депутатов Ирина Путинцева, директор гимназии «Горностай». На этот раз дети увидели самое настоящее прошлое, и теперь, например, знают, почему школьная форма 80-х годов — музейный экспонат. Оказывается, «у нее просто не было шансов сохраниться»: школьники лазили по деревьям, а не сидели в интернете.

«Академические субботы» — городской просветительский проект, который предложил мэр Новосибирска Анатолий Локоть и который почти два года бурно реализуется на нескольких площадках Новосибирска. Слушателями уникальных лекций от уникальных людей становятся школьники 1–11 классов. Таким образом дети узнают о научных направлениях, интеллектуально развиваются и имеют возможность определиться с будущей профессией.

— Мы включились в этот проект и работаем на базе школы. Ученые, журналисты, промышленники, бизнесмены — кто здесь только не был, — рассказала Ирина ПУТИНЦЕВА, директор гимназии «Горностай». — Есть такие специальности, названия которых не выговоришь. Но когда об этом говорит молодой человек, который работает в Академгородке, летает в другие страны, владеет пятью языками и рассказывает при этом, что не был отличником, но ясно дает понять, что у него всегда было желание что-то делать, — это качество очень важное для будущего детей. Не желание что-то купить, взять в банке и наращивать капитал, а делать! Я вижу нашу роль именно в создании среды для развития.

В прошлом году в образовательном центре гимназии прошли 22 лекции. «Генная инженерия: фантастические твари и как они возникают», «Эпигенетика, или Как узнать диету своей бабушки», «Что такое IT и как туда попасть» — вот только несколько тем состоявшихся лекций.

— Дети открывают для себя столько нового! Они, например, были удивлены, что ученые — это молодые, красивые люди. Почему-то большинство детей считали ученых дряхлыми старичками, дающими неинтересные лекции. Наш проект изменил это мнение на 180 градусов. Некоторые лекции охватывают самые разные возрасты слушателей. К примеру, преподаватели геодезического факультета НГУ прочли серию лекций о динозаврах. По сложности она адресована выпускникам гимназии. Но в 35-градусные морозы к нам пришли дети 1–2 класса, которые увидели объявление. Они задавали интереснейшие вопросы наравне со старшеклассниками! — говорит Анастасия ЕРМОЛЕНКО, куратор «Академических суббот».

Минувшая «Академическая суббота» была посвящена живой истории Академгородка. Делилась ею с семиклассниками Анастасия Безносова-Близнюк, создатель и директор интерактивного музея-квартиры живой истории Академгородка. Один из экспонатов музея, который увидели дети, — 200 писем с фронта, найденных Анастасией… возле мусорных баков. Письма домой писал солдат Георгий Баламатов, нежно любящий дочь Эрну, горюющий о гибели на фронте сына Жоржа… История найденного на помойке чемоданчика с письмами попала в прессу, благодаря чему нашлись правнуки фронтовика, живущие в Москве. Они не стали забирать оригиналы писем прадеда, а попросили лишь копии...

— Я рассказала детям о том, как можно заниматься историей через прикосновение в прямом смысле. В нашем музее столько удивительных историй людей, которые приезжали в Академгородок, их семей, быта. Мы, например, храним подсвечник деда Натальи Притвиц, которая считается легендой Академгородка. Ее дед сопровождал Николая II в путешествиях по России, а ее отец — крестник последнего русского царя. Мы хотим, чтобы и дети интересовались, кто были их предки, — говорит директор музея.

— Больше всего меня удивило, что такие ценные документы люди выбрасывают, — поделился впечатлениями с корреспондентом «ВН» ученик 7 «В» класса Вова КУРОЧЕНКО. — Лично я уже третий год занимаюсь составлением своей родословной. Мы дошли до 1900 года, и дальше случился казус: документов просто нет. Мы за такими документами бегаем по городам, по архивам, ищем, а кто-то просто выбросил… Мне очень понравился телефон «Моторола», так как у моего отца такой был, он сам мне рассказывал: большой, раскладной, с огромной антенной. И очень удивила мальчиковая школьная форма. Я понимаю, почему она нигде не сохранилась. Раньше интернета не было: были гаражи, улица, песочница — места, где можно испортить форму. А сейчас пришел домой, сел за компьютер — ничего не порвал, не испачкал.