Толкатель ядра назначен решать проблему рекламы, уродующей Новосибирск

Фото предоставлено Романом Овчинниковым
Щитовая реклама устарела и уродует центр Новосибирска, город ей перенасыщен, необходим регламент размещения рекламных конструкций. С этой проблемой столкнется Дмитрий Лобыня, назначенный председателем комитета по рекламе мэрии Новосибирска 5 мая. Прежде Лобыня профессионально занимался толканием ядра и руководил складской компанией. Специалисты отрасли тем временем приводят пример Екатеринбурга, власти которого разгрузили центр города от рекламы.

«Кто как хочет, так и лепит»

Новосибирск перенасыщен наружной рекламой, и в городе нет стандартов ее размещения, обратил внимание полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло. «Бросается в глаза реклама на улицах, нет в городе стандарта, а если есть, значит, не соблюдается, – отметил полпред в интервью агентству «Центр деловой жизни». – Где-то нормально, где-то до такой степени пестро, как на рынке. Кто как хочет, так и лепит. А должно быть все в соответствии с ГОСТом, со схемой размещения рекламных конструкций, в соответствии с паспортами фасадов. Не соблюдаете – убирайте. Административных рычагов у власти для этого достаточно».

Напомним, бессистемность размещения рекламных щитов в центре Новосибирска вызывала негативную реакцию и других федеральных чиновников. Осенью 2013 года был демонтирован рекламный щит, установленный напротив головного офиса «Сбербанка» в Новосибирске. Приезжавший накануне летом в столицу Сибири председатель правления «Сбербанка» Герман Греф раскритиковал обилие рекламных щитов вокруг здания банка на перекрестке улицы Серебренниковской и Октябрьской магистрали.

Центр Новосибирска не нуждается в архаичных щитовых конструкциях формата 3х6, в городе необходимо утвердить регламенты размещения рекламы. В этом уверен известный архитектор, председатель общественного совета при Управлении по госохране объектов культурного наследия Новосибирской области Игорь Поповский.

Фото Никиты Давыденко

«Для центральной части Новосибирска вообще невозможны щитовые конструкции 3х6, сейчас их везде снимают, – сказал архитектор, отвечая на вопросы корреспондента VN.ru. – Для рекламы, которая расположена на фасадах зданий – тут, я считаю, необходима регламентация. Такая работа начиналась еще полтора года назад – хотели сделать по типу московских регламентов, в основу которых положена идея подчинения рекламы архитектурной тектонике (формат, неброскость рекламы с учетом контекста архитектуры зданий). Есть определенные идеи по размещению рекламы в витринах. Но регламент на сегодняшний день не готов и, вероятно, работа над ним еще будет продолжаться».

Решать эти проблемы, очевидно, предстоит 36-летнего Дмитрию Лобыне, которого мэр Новосибирска Анатолий Локоть назначил новым председателем комитета по рекламе Новосибирска. Лобыня был представлен сотрудникам мэрии 5 мая. Он является президентом региональной общественной организации «Ассоциация субъектов малого автомобильного бизнеса». После окончания вуза два года выступал за сборную России по легкой атлетике. Профессиональную деятельность начал в качестве наемного сотрудника в компании «Токидоки» (импортер японских аукционных автомобилей под заказ). С 2010 директор ООО №ДА Девелопмент», складской компании. Член КПРФ, неоднократно участвовал в выборах в горсовет Новосибирска и Законодательное собрание Новосибирской области, но не побеждал. О профессиональном опыте нового председателя в рекламной сфере неизвестно.

«В центре Екатеринбурга запрещены рекламные щиты 3х6»

Дело не в билбордах и не в больших светодиодных экранах в центре города, а в том, насколько они встроены в контекст городской архитектуры. Так считают эксперты из других городов, которые в беседе с корреспондентом VN.ru высказали свою точку зрения на размещение рекламы в центре Новосибирска.

В центре Новосибирска наружной рекламы значительно больше, чем в Екатеринбурге, где в свое время были утверждены правила по размещению наружной рекламы. Столица Урала разделена на определенные зоны, строго регламентирующие варианты размещения рекламы.

«Раньше в Екатеринбурге все улицы были заполонены рекламными перетяжками над городскими магистралями, их монтировали на специальные столбы. Сейчас в центре города они запрещены, – вспоминает архитектор из Екатеринбурга Владимир Злоказов. – В центре Екатеринбурга запрещены рекламные щиты размером 3х6.

Запрещена реклама, закрывающая фасад зданий, особенно если это историческое здание. Запрещены так называемые 120-метровые суперсайты.

Когда регламент только утвердили, было много нарушений, СМИ за этим активно следили, были проблемы, но все-таки за несколько лет ситуация улучшилась. Нельзя сказать, что она стала идеальной, но в результате из центра Екатеринбурга исчезли рекламные щиты 3х6, которые совершенно не соответствовали масштабу исторической застройки города, исчезла реклама на фасадах».       

Фото Никиты Давыденко

«Дело не в самих билбордах, больших светодиодных экранах – в них самих как таковых ничего плохого нет: весь вопрос в том, как они встроены в контекст, – говорит архитектор из Екатеринбурга Елена Кропанева. – Либо мы просто размещаем их там, где для них место не предусмотрено, где они спорят облик города или противоречат логике архитектурной застройки, либо мы выбираем для них места, где они изначально вписываются в нашу картину. Вот самый простой пример – Таймс-Сквер (Нью-Йорк, США). Эта территория  полна светодиодных экранов, но она не смотрится плохо и только по той причине, что размещение рекламы там сбалансировано. А если мы просто ставим экран вне контекста, то, естественно, он будет нас раздражать, отвлекать водителей и т.д. То есть всегда нужно смотреть конкретный контекст, конкретную ситуацию».

Сравнение с другими крупными городами, помимо Екатеринбурга, также не в пользу Новосибирска.

«Я только что вернулся из Тюмени, недавно был в Казани – в части рекламы эти города выглядят намного опрятнее, щитов кратно меньше,

– делится впечатлениями депутат городского совета Новосибирска Александр Бурмистров. – В центральной части этих городов нет огромных суперсайтов, какие стоят у нас. Поэтому, с моей точки зрения, их нужно убирать. И, что самое интересное, от этого вряд ли сильно уж пострадают сами операторы, потому что продается не сам щит, а внимание потребителя. А когда щитов кратно больше чем рекламодателей, не проще ли такие щиты демонтировать? Если говорить о средствах, поступающих в бюджет мэрии от рекламы, то количество денег не сильно зависит от количества рекламных конструкций. Количество денег зависит от того, как эти рекламные конструкции были отторгованы, а не от того, сколько их».

Фото Никиты Давыденко

120 конструкций демонтируют в 2017

Нельзя сказать, что в Новосибирске совсем не решается вопрос регламента размещения рекламных конструкций, особенно с учетом вступления в силу с 1 марта 2016 года  федерального отраслевого стандарта для наружной рекламы вдоль дорог. Мэр Новосибирска в прошлом году поручил подвергнуть корректировке действующую «карту рекламы». Однако о существенных изменениях в размещении рекламы в центральной части города говорить еще рано.  

Около ста крупных баннеров, размещенных на объектах культурного наследия с нарушением федерального закона №73, демонтировано в прошлом году. К концу 2017 года будут демонтированы еще 120 рекламных конструкций, о чем сообщал VN.ru.

Игорь Поповский напомнил, что реклама, не учитывающая архитектурную тектонику, постепенно уходит из центральной части Новосибирска. В качестве примера он привел гигантскую рекламную конструкцию, которая долгое время располагалась на крыше здания Облпотребсоюза на ул. Орджоникидзе. «Я надеюсь, что вся крупная реклама, которая не соответствует масштабам исторического центра, уйдет», – резюмирует архитектор Игорь Поповский.   

Фото Никиты Давыденко

Есть и положительные примеры взаимодействия мэрии с владельцами рекламных конструкций в период праздничных мероприятий. В частности, в этом году начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Новосибирска Анна Терешкова предложила убрать откровенную рекламу телесериала ТНТ «Филфак» в центральной части города с той  целью, чтобы шествие «Бессмертного полка» лучше смотрелось на федеральных каналах. Это предложение нашло понимание со стороны рекламщиков. 

Впрочем, оценки качества и количества наружной рекламы в Новосибирске могут быть полярными. Зарубежные эксперты считают, что в нашем городе есть и более насущные проблемы.

«Я не вижу ничего плохого в рекламе в центре города, в этом нет ничего страшного, – сообщил корреспонденту VN.ru представитель департамента транспорта и подземного строительства, уполномоченный по велодвижению и деловой инфраструктуре города Лейпцига ( Германия ) Ян Рикмайер. – Но меня обеспокоило почти полное отсутствие инфраструктуры  для людей с ограниченными возможностями, это же касается и качества дорожного покрытия, светофоров, дорожной разметки (интервью проходило в конце апреля, – прим. VN.ru). Меня это беспокоит больше, чем реклама».

Фото Дмитрия Лобыня с сайта «Новосибирские новости», фотограф Мария Козлова