Из-за работы транспорта, тепловых электростанций, промышленности в атмосферу выделяется большое количество углекислого газа, который оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды, сообщает «Наука в Сибири». Один из вариантов — преобразование СО2 в метан, синтетическое газовое топливо.
Конечно, сократить выбросы углекислоты можно благодаря использованию ветровых и солнечных электростанций. Но эти ресурсы очень нестабильны — ветер может и не появиться.
«Если сильный порыв дует ночью, появляется избыток электроэнергии, потому что потребителей в такое время немного. Ее надо как-то запасти — например, преобразовав в топливо, которое можно долго хранить», — пояснила научный сотрудник Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН кандидат химических наук Жанна Веселовская.
Первый этап такого процесса — электролиз воды, итогом которого является выделение кислорода, который поступает обратно в атмосферу, и водорода. H2 — экологически чистое топливо, но он очень взрывоопасен и требует больших усилий для хранения. Поэтому новосибирские ученые предложили второй этап: взаимодействие водорода с углекислым газом прямо из воздуха при повышенной температуре, используя катализатор. В результате получаются метан (СН4) и вода.
Особенность идеи в том, чтобы собирать углекислый газ не вблизи ТЭЦ, где его концентрация наиболее высока, а именно из воздуха. Это исключит дорогостоящую и неудобную транспортировку водорода к месту переработки.
«Инфраструктура для таких технологий уже существует — способные транспортировать CH4 на большие расстояния газопроводы, хранилища, система доставки к конечному потребителю. Метан может быть использован и для транспорта», — добавила Жанна Веселовская.
Ранее ученые ЦСМ, СО РАН и СФУ предложили способ переработки отходов канализации в дизельное топливо. Они уже запатентовали технологию и провели экономические расчеты по коммерциализации проекта. Новинка поможет решить экологические проблемы крупных городов.