«Убрать аллею с Красного проспекта – классное решение»

Проект благоустройства Красного проспекта с сайта novo-sibirsk.ru
Автомобилисты не правы, что благоустройство площади Ленина приведет к заторам транспорта, Красный проспект можно превратить в Елисейские поля, а масштабное благоустройство, за которое новосибирцам предстоит голосовать весной 2018 – лишь начало глобального переустройства российских городов. Накануне обсуждения дизайн-проектов общественных территорий свой взгляд на решение проблем директор АНО «Сибирский Центр Содействия Архитектуре» Татьяна Иваненко представила в интервью VN.ru.  

В рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» должны быть разработаны и опубликованы на портале «Зеленый Новосибирск» дизайн-проекты по всем выбранным общественным территориям с описанием работ по благоустройству. По итогам приема предложений от горожан с 17 января 2018 года по 16 февраля 2018 года, более 40 тысяч новосибирцев выразили свои предпочтения по выбору общественных территорий для благоустройства.

- Вы - архитектор проекта благоустройства улицы Ленина. Расскажите о нем подробнее.

- Меня не перестает удивлять, почему речь все время идет о пешеходной улице Ленина. В проекте, начиная с апреля 2017 года, не предусмотрено, что эта улица станет пешеходной постоянно. Напомню, что подобной улицы в Новосибирске нет, и в ближайшее время не будет. Проектное решение предусматривает, что после проведения работ по благоустройству там будет удобнее проводить какие-либо мероприятия – в выходные, праздничные дни перекрывать улицу и делать ее пешеходной.

Директор АНО «Сибирский Центр Содействия Архитектуре» Татьяна Иваненко. Фото предоставлено Татьяной Иваненко

Когда начиналась работа над проектом, в техзадании ставилась задача рассмотреть два направления преобразований. Первый вариант –  сделать улицу только пешеходной. Второй – оставить автомобильное движение.

Быстро стало понятно, что стопроцентная «пешеходность» на улице Ленина может уничтожить самое важное, что сейчас на ней существует, делая ее настоящей городской улицей, что является ценным и живет – полный спектр городских социальных коммуникаций. Прежде всего, деловых, а также межличностных, культурных, социальных и пр.

Ведущая роль деловых коммуникаций, осуществление которых без присутствия автомобиля пока невозможно, заставило авторов проекта отказаться от идеи сделать улицу полностью пешеходной. Цель проекта благоустройства – развить то ценное и уникальное, что есть на улице уже сейчас. Поэтому нами была поставлена задача – распределить пространство между основными стейкхолдерами (пешеходами, велосипедистами, автомобилистами) так, чтобы обеспечить  для всех удобство пользования ею.

Таким предлагается сделать бульвар Свердлова

Тот потенциал городского пространства, который существует уже сейчас, после реконструкции получит свое развитие. Улица станет более комфортной как место для деловых и личных встреч, проведения общегородских праздников, концертов, выставок. По ней будет приятно пройтись, отдохнуть и прокатиться. В целом предполагается, что активность всех видов городских коммуникаций возрастет. Почему люди встречаются в центре? Потому что такая встреча для всех удобна.

- Центр Новосибирска – территория, где большинство объектов находятся в шаговой доступности…

- Да, но есть особенность нашей психологии, что автомобиль – это признак высокого статуса: если ты на машине, значит, состоялся. И человек ездит в машине «от двери до двери» ресторана, кинотеатра и т.д. Это детская, незрелая позиция. По всем дизайн-проектам общественных территорий для благоустройства, федеральными инициаторами поставлена задача распределить территорию между пешеходами, велосипедистами и автомобилистами. То есть «перенарезать» часть земли – «отобрать» у машин - в пользу пешеходов, велосипедистов. Это связано с началом глобального переустройства российских городов вообще, с созданием новых поведенческих сценариев передвижения по городу. Личный автомобиль будет вытесняться общественным транспортом, каршерингом, велосипедами, пешеходным движением.

Площадь Будагова

Мы начали первые шаги по этому перераспределению. На улице Ленина концепция, которую мы выполнили под руководством конструкторского бюро «Стрелка», предполагала однополосное движение и парковку вдоль улицы. Но мы столкнулись не столько с протестом автомобилистов, сколько с нормативами РФ, которые не позволяют проектировать однополосную улицу. Обязательно должно быть две полосы. Велополоса в изначальном проекте была нарисована в габаритах дороги. Но транспортники, опираясь на неразбериху в нормативах, на всякий случай (чтобы не было проблем с прохождением экспертизы), вынесли ее на пешеходную зону. И внутренне я с этим согласна - если бы была велосипедистом, мне было бы комфортнее ехать по выделенной дорожке на тротуаре. Во-первых, при нашей культуре вождения это безопасно, во-вторых – меньше грязи.

Сквер на Октябрьской магистрали

Кстати, если поднимать тему велопрогулок в зимнее время года, то здесь многое зависит и от качества работы коммунальных служб. В итоге мы нашли новое решение: сейчас, в доработанном проекте, на улице Ленина просчитан каждый сантиметр с учетом требований нормативов РФ по количеству полос и удобства для пешеходов, велосипедистов, автомобилистов, а также маломобильных групп населения.

- У автомобилистов вызывает тревогу проект благоустройства площади Ленина.  

- Смысл преобразований в том, чтобы найти новый баланс распределения территорий между разными пользователями. Сейчас мы проходим путь вслед за другими развитыми городами, где все это происходило 30-50 лет назад. Мы можем либо на эти грабли наступать, либо посмотреть на чужой опыт и сделать выводы. Тотальная автомобилизация привела к тому, что машины стали занимать много места на городской земле: на парковке около дома, офиса, на парковке в деловой части города и т.д.

Еще один макет благоустройства Красного проспекта

Когда европейцы столкнулись с проблемой массовой автомобилизации, они быстро поняли: практика «добавим еще одну полосу - и все поедет» не работает. Потому что чем больше ты делаешь дорог, тем больше прибывает автомобилей. Европейцы пошли вперед, на перспективу. Они поняли: нужно ограничить присутствие автомобилей в городе. Сделать, например, дорогим пользование машиной: платить за парковки около дома, на городской земле и т.д. И, плюс, создавать альтернативные способы передвижения: общественный транспорт, пешеходный и велосипедный форматы.

Ради перспективы развития города мы в проекте площади Ленина изменили траекторию движения транспорта, количество полос и светофоров оставили прежним, на площадке перед банком организовали озелененную плоскостную парковку. Парковка стопроцентно будет платная (как и вдоль улицы), соответственно, количество  машин уменьшится. Наличие зелени позволит легко преобразовать парковку в рекреацию, добавив элементы мобильного благоустройства, оперативно сделать ее общественным пространством.

Сейчас площадь Ленина занята автомобилями. В проекте мы возвращаемся к изначальному планировочному решению площади - она до конца 50-х годов была в тех границах, которые мы воссоздали в нашем проекте. После постройки Вокзальной магистрали Красный проспект был разорван на две части. На недавнем голосовании по выбору пространств для благоустройства люди так называли улицу: первая часть Красного проспекта и его вторая часть. Это свидетельство того, что проспект потерял свою целостность. И мы свои проектом площади Ленина восстанавливаем ее, пуская вдоль проспекта пешеходов.

Важный момент - наши уважаемые автомобилисты всерьез считают, что если в городе производятся какие-то преобразования, то количество полос должно увеличиваться и скорость, соответственно, тоже должна увеличиваться. А что у нас существует на сегодняшний день?

Сейчас на дорогах России ежегодно погибают более 18 тысяч человек. Из них половина  - водители, четверть - пассажиры и еще четверть – пешеходы. Как известно, тормозной путь автомобиля зависит от скорости его движения. Зарубежный опыт показал, что единственный способ снизить смертность на дорогах города – применение мер по «успокоению движения». Машины на городских улицах должны двигаться медленнее. Никакие заборы не помогут. Вспомним наш Красный проспект: убрали прилегающие парковки, сделали выделенную полосу для транспорта и улица медленно, но поехала. То есть у нас уже есть прекрасный  пример прогрессивного преобразования в этой сфере.

Примерно то же самое мы получаем в новом проекте обустройства площади Ленина. Оппоненты рисуют апокалиптические картины, дескать, площадь встанет в пробку. Это неправда - поворот на улицу Вокзальная магистраль с Красного проспекта не востребован в такой степени, чтобы застопорить движение на площади, количество полос остается прежним, светофоров также не добавляется. По новому проекту, возможно, автомобили будут двигаться немного медленнее, но пробок не будет. С точки зрения безопасности дорожного движения это, наоборот, улучшит ситуацию.

- Расскажите о перспективах благоустройства Красного проспекта.

- Необходимо сделать так, чтобы по аллее было удобно и безопасно пройти. Когда наш город только начинал строиться, центральную улицу сделали в виде бульвара, «сняли кальку» с Барнаула. Видимо, в те годы это было атрибутом комфортного города. Но в Барнауле бульвар до сих пор сохранил свою неспешность, значит, и безопасность.

А в Новосибирске не только очень плотный трафик движения, но еще есть активное движение по улицам, пересекающим Красный проспект. Задача проекта – организовать по проспекту пешеходный маршрут, связать улицу Ленина и площадь Ленина с Михайловской набережной, соединить три ключевых места воедино. Сделать это будет непросто. Думаю, при разработке рабочей документации будет не меньше драматизма, чем на улице Ленина, так как придется решать схожие задачи.

- Есть еще один взгляд на Красный проспект – вообще убрать с него аллею, добавив по полосе движения с каждой стороны…

- Это решение очень классное. Я – за него. Оно, кстати, было предложено на воркшопе, который проходил в мае 2017 года. Там одна из команд предложила такой вариант: Новосибирск перерос формат бульвара на главной городской улице, он стал ей мешать - это очевидно. На Красном проспекте можно реализовать «формат Елисейских полей», сделав широкую проезжую часть и очень широкий тротуар с двумя рядами деревьев по каждой стороне. Мы рисовали этот профиль ради интереса – Красный проспект получается несколько уменьшенной копией Елисейских полей в Париже.

Но, к сожалению, самое главное препятствие против этого варианта в головах – все говорят: «Это невозможно!» А я понимаю, что такое решение стало бы толчком для развития. Главный  проспект города должен соответствовать нашим столичным амбициям.

Макеты озеленения Новосибирска

Я убрала бы этот бульвар. Если ставить во главу угла рациональное отношение к городской земле, понятно, что он сейчас свою рекреационную и коммуникационную функцию не выполняет, разве что положительно влияет на экологию.

Превращение Красного проспекта в Елисейские поля – вот что соответствует формату Новосибирска. Неслучайно недавно врио губернатора Андрей Травников сообщил, что в Новосибирске к 2030 году будут проживать три миллиона человек.  А почему нет? Для трехмиллионного города главный городской проспект должен выглядеть по-другому. Если проспект останется в нынешнем виде – будет всем тесно. Но это мое мнение.

- Оцените выбор территорий для благоустройства?

- Муниципалитет пошел на поводу у депутатов горсовета и сформировал «правила игры», которые преследовали интересы районов, но не глобальной системы под названием «город Новосибирск». Поэтому получилось, например, что Богдашка проиграла Мышкиному озеру. И мы сейчас имеем специфическую картину: ряд объектов в центре и какие-то куски по окраинам.

У меня есть «идея фикс»: в Новосибирске зима длится полгода, лежит снег, с которым мы безуспешно боремся. Нашему городу нужна зимняя стратегия. Пространство наполнено зелеными территориями. Сейчас они, за редким исключением, находятся в деградированном, почти заброшенном состоянии. Давайте приводить их в порядок и использовать на полную. Согласитесь, нет ничего лучше для самочувствия, чем зимние виды спорта. Наша сибирская природа дает нам гигантский доступный ресурс – здоровье. Увидим в этом плюс.                         

Можно пойти дальше - продавать наши минусовые температуры. Например, построить автомобильный полигон мирового уровня в районе педуниверситета, рядом с ТЭЦ-5. По аналогии с полигоном в Ивало (Ivalo Testing Center) на севере Финляндии. Создавать новые бизнес-идеи для Новосибирска, связанные со спецификой климата. Почему нет?

СПРАВКА

По решению муниципальной общественной комиссии от 22 февраля 2018 года, в бюллетень рейтингового голосования по выбору общественной территории для благоустройства в 2019 году войдут объекты, набравшие максимальное число голосов в ходе сбора предложений, по одной территории от каждого района (в алфавитном порядке):

– бульвар по Красному проспекту (от площади имени Ленина до площади Инженера Будагова);

– Затулинский дисперсный парк («Затулинский городок аттракционов», сквер «Союз Кировчан»);

– зеленая (озелененная) территория в пойме реки Каменка (от ул. Адриена Лежена и ул. Королева до ул. Волочаевской, между ул. Шишкина и ул. Есенина (вдоль ул. Поселковой, ул. Комбинатской, пер. Трикотажстроя, ул. Айвазовского, ул. Трактовой);

– Инюшенский бор;

– монумент Славы (Сквер Славы, ограничен улицами: Плахотного, Пархоменко, Станиславского и Римского-Корсакова);

– набережная реки Иня (территория между рекой Иня и микрорайоном «Весенний», вдоль домов по ул. Заречная, 3-9);

– озеро Мышкино (п. Пашино, 11-ый Магистральный переулок);

– парк культуры и отдыха «Заельцовский»;

– сквер у памятника А. Демакову в нижней зоне Академгородка (на пересечении улиц Демакова, Российской, Арбузова);

– транзитно-рекреационная зона по улице Ленина (от площади им. Ленина до проспекта Димитрова).