Актуальный вопрос обсуждали в Новосибирске: в рамках X Сибирского транспортного форума состоялся круглый стол «Новые возможности и перспективы строительства в условиях Сибири дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих».
Как подчеркнул президент Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементных покрытий Виктор Ушаков, в ближайшие пять лет в России планируется построить более 4 тысяч километров автодорог, модернизации подлежат 3 тысячи километров, а ремонта требуют 110 тысяч. На реализацию масштабных проектов выделяются значительные ресурсы, которые должны быть использованы эффективно.
– Обеспечить соответствие дорог требованиям современных стандартов, увеличить их несущую способность и срок службы невозможно без применения материалов высокой прочности и долговечности, без использования минеральных вяжущих, – уверен Виктор Ушаков.
Внедрение соответствующих технологий выгодно и с экономической точки зрения. По укрупненным нормативам цен, утвержденным Минстроем РФ, стоимость 1 км дорог с цементобетонными покрытиями на 10-15% ниже стоимости аналогичного участка дороги с асфальтобетонными покрытиями. Кроме того, трассы, выполненные в цементобетоне, отражают больше света и обеспечивают высокий коэффициент сцепления с колесом, что делает движение по ним безопасным. Отмечают эксперты и экологичность таких дорог: снижается расход топлива, в жару не выделяются токсичные газы, возможна вторичная переработка.
Почему же в нашей стране до сих пор только 2% трасс имеет цементобетонное покрытие? Дело в том, что в 70-80-е годы прошлого века Советский Союз отказался от строительства таких магистралей: из-за нарушения технологии выполнения работ и дефицита цемента на дорогах появлялись дефекты.
Но сегодня ситуация изменилась. Благодаря автоматизации процессов влияние человеческого фактора сведено к минимуму. А цемзаводы, загруженные в среднем на 50-60%, готовы обеспечивать потребителей необходимыми материалами.
– Мощность нашего предприятия составляет 2,1 млн тонн цемента в год, при этом в 2022-м изготовлено 1,15 млн. Таким образом, завод имеет ресурсы, позволяющие в перспективе увеличить объемы производства продукции, в том числе специальных дорожных цементов и цементов для аэродромных покрытий,– объяснил управляющий директор АО «Искитимцемент» Владимир Скакун.
Опыт взяли на вооружение дорожники, например, ее применяет АО «Новосибирскавтодор». За годы работы с цементобетоном компания построила 350 км дорог, возвела около 280 тыс. квадратных метров покрытия при реконструкции аэропорта Толмачево. Но показатели российских дорожников пока нельзя даже сравнивать с достижениями их китайских коллег: к концу 2022-го в Поднебесной успешно эксплуатировалось 4,6 млн км цементобетонных дорог.
– Расширение сети безопасных и качественных дорог за счет возведения трасс с цементобетонными покрытиями и основаниями может стать мощным импульсом для роста экономики Сибири. Но чтобы данные технологии широко применялись, необходимо, прежде всего, обеспечить публичность конкурсных процедур выбора типа дорожных одежд. Этот и другие вопросы мы обсудили в ходе круглого стола. Участие в мероприятии приняли строители, имеющие большой опыт возведения цементобетонных трасс. Сегодня этот опыт можно и нужно тиражировать, – резюмировал модератор мероприятия, член Совета директоров Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков.